Гусли, ложки, балалайки!!! Или что слушают наши зайки?
В наше время музыка доступна всем от мала до велика и в любое время. Любой ребенок, владеющий гаджетом, запросто может одним движением пальца погрузиться в мир самых невероятных звуков и мелодий. Однако, этот факт вовсе не означает, что наугад выбранная музыка имеет высокую художественную ценность.
- Что слушают наши дети?
- Как музыка воздействует на ребенка?
- Какие у него музыкальные предпочтения?
- Как научить ребенка слушать «полезную» музыку?
- Как воспитать из ребенка ТВОРЦА?
Это отнюдь не праздные вопросы, которые должны волновать нас, родителей. Известно, что в школьном возрасте именно музыка наиболее ярко воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка воспринимается ребенком как источник положительных эмоций. Музыка расширяет его жизненный опыт. Музыка стимулирует ребенка к активной деятельности. Главное, не упустить возрастные возможности начального этапа музыкального развития ребенка, когда происходит единение эмоциональной природы младшего школьника с эмоциональной природой искусства, музыки.
Привитие музыкального вкуса, музыкальной культуры вовсе не такая простая задача в гармоничном воспитании личности маленького человека. Доступным, понятным и весьма полезным средством приобщения детей к активной музыкальной деятельности и развития музыкальной культуры являются русские народные инструменты.
Балалайки, гусли, гармоники, рожки, свирель, свистулька, жалейка, брёлка, бубенцы, ложки, трещотки, коробочки и др.- носители духовных ценностей и творческого потенциала народа. Именно народные инструменты помогают в решении задач воспитания, бережного отношения к культуре своего народа в процессе знакомства с историей создания и бытования народных инструментов, особенностями их применения, значения и назначения в русле народной и современной музыкальной культуры.
Глубина звучания, песенная напевность, неповторимый тембр слышится в тихой и нежной речи свирели, в жалобном, а порой и язвительно остром голосе жалейки, в переливчатом и многоцветном звучании русских свистулек, в громогласном и натужном звуке рожка, а архаичный голос гуслей привнесет в душу любого человека, а особенно ребенка спокойствие и умиротворение.
Незатейливые простые народные музыкальные инструменты- ложки, трещотки, свистульки подготавливают ребенка к восприятию более сложных народных (гусли, балалайка) и других музыкальных инструментов. Мелодико-звуковая палитра этих несложных инструментов способствует обогащению музыкальных представлений юного слушателя, погружению в мир мелодий и гармоний.
Как правило, все инструменты красочно декорируются росписью, резьбой, выжиганием, что привлекат внимание ребенка и даже может стать не только стимулом к освоению этих инструментов, но и приносит детям радость от общения с красотой, воплощающей созидательные способности человека, помогает лучше узнать особенности прикладного искусства русского народа.
Воспитание красотой, напевными народными мелодиями укрепляют и развивают эмоциональную сферу ребенка, становятся для него родничком удивления и творческого развития, откуда он может черпать духовную силу, умиротворение, гармонию, спокойствие, уверенность и вдохновение.
Это ли не ценность для маленьких жителей мегаполиса? Это ли не кладезь мудрости и радости, дошедший сквозь века и дарованный предками нашим детям?
Открывайте ВМЕСТЕ с детьми магию мелодий народных инструментов, учите их слушать живую и добрую музыку, находите возможность показать народные инструменты, подержать их в руках, попробовать что- то самим на них сыграть. Этим вы окажете своим детям неоценимую услугу- откроете двери в удивительный мир МУЗЫКИ, ГАРМОНИИ, ТВОРЧЕСТВА.
©Елена Тихонова