«Секреты ораторского искусства и общения со слушателями»
Tagged Tags:

«Слово – самое важное и мощное средство воздействия. Педагогу, если он хочет обладать авторитетом, необходимо в совершенстве владеть выразительной речью». Лихачев Б. Т. 

Риторика (от греч. Rhetorike – говорю, оратор), или ораторское искусство, будучи многосоставным понятием, обязательно присутствует в научно-категорийном аппарате других наук, таких, как философия, лингвистика, логика, этика, психология и педагогика

Риторика прошла длительный путь своего исторического развития, начиная от античной цивилизации в лице древнегреческих софистов, объявивших речь оратора «царицей из всех искусств», до наших дней, когда ораторское искусство демонстрирует свой богатейший, накопленный веками потенциал.

Ораторская речь, являясь одним из живительных источников познания и просвещения имеет исключительно широкую сферу применения в преподавательской практике как в учебно-познавательных целях, так и для достижения максимума эмоционально-воспитательного воздействия на личностную сферу обучаемых.

Большое значение в сущности ораторских умений преподавателя придается его индивидуальным возможностям в плане самооценки, рефлексирования по поводу собственных, профессионально-речевых действий, где ему приходится постоянно задумываться над техническими моментами в построении устного диалога с аудиторией.

Прежде всего, необходимо овладеть искусством грамотного подбора слов и соответствующих фраз; иметь глубокие познания в области обсуждаемого предмета;  умело логически преподносить излагаемый материал в его взаимосвязях с общепедагогическими учебно-познавательными задачами; уверенно владеть ситуацией в налаживании контактных взаимоотношений в аудитории.

А также использовать следующие приемы и техники ораторского мастерства:

  • Зрительный контакт

Устанавливайте зрительный контакт с различными участниками аудитории, перемещая свой взгляд от одного слушателя к другому. Это поможет создать ощущение личного общения и демонстрировать свою заинтересованность в их мнениях и реакции.

  • Заряд энергии и энтузиазма
  • Поза и лицо (манера держаться)
  • Низкий тембр голоса
  • Мелодика речи
  • Пауза (держите паузы после ключевых моментов или важных идей, чтобы дать аудитории время на восприятие и размышление)
  • Жест владения аудиторией
  • Динамические штрихи речи (лучше тише)
  • Закон 7 слов
  • Истории (использование техник «сторителлинга» в речи и презентациях может преобразить выступление, сделав его более интересным и запоминающимся для аудитории)
  • Эффектные начало и конец речи 

Распространенные ошибки оратора:

  • Бормотание (или «говорение» в проходе)
  • Взгляд в пол или потолок
  • Слова-«паразиты»
  • Отсутствие энергетического посыла
  • Поза футболиста или заключенного, наклон вперед
  • Сложенные за спиной руки
  • Задранный тон голоса
  • Мельтешение (много чрезмерной суетливости и излишней жестикуляции)

Помимо подготовки к выступлению, полезно научиться техникам расслабления и контроля над дыханием. Дыхательные упражнения, такие как диафрагмальное дыхание или медитация, могут помочь успокоить разум и снизить уровень тревоги перед выступлением. 

Успешность  профессиональных действий достигается гармоничным сочетанием в педагогической технике мастера как вербальных, так и невербальных средств общения, способных пробудить в слушателях соответствующие мысли и чувства посредством вовлечения их в совместное  эмоционально-осознанное сопереживание.

Статья подготовлена Рудаковой Ю.В. (педагог дополнительного образования, методист музыкально-театральной секции ДД(Ю)Т Московского района)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *