Головоломки для дошкольников и всей семьи

Головоломки для дошкольников и всей семьи

Головоломки и занимательные игры вызывают у дошкольников большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка:

  • самостоятельность,
  • наблюдательность,
  • находчивость,
  • сообразительность,
  • вырабатывается усидчивость,
  • развиваются конструктивные умения.

Играя с головоломками дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность дошкольника, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные.

Для того, чтобы разнообразить досуг ребенка-дошкольника без гаджетов и при этом с пользой для всей семьи, можно использовать игры–головоломки, такие как:

  1. «Колумбово яйцо»
  2. «Волшебный круг»
  3. «Головоломка Пифагора»
  4. «Монгольская игра»

Предлагаем рассмотреть их подробнее!

«Колумбово  яйцо»

Почему данная игра так популярна? Все потому, что она способствует развитию у малышей:

  • логического мышления;
  • моторики рук;
  • сенсорных способностей и пространственного представления;
  • фантазии;
  • самостоятельности;
  • лидерских качеств;
  • смекалки и сообразительности;
  • самоконтроля.

Основной фигурой в игре «Колумбово яйцо» является овал, который поделен на определенное количество элементов – геометрических фигур.

Итак, головоломка состоит  из: четырех треугольников – 2 больших, 2 маленьких; двух трапеций, основа которых имеет округлую форму; четырех фигур, которые напоминают по форме треугольник – две из этих фигур маленькие, другие две большие, одна из сторон округлена

Правила игры

Учитывая тот факт, что «Колумбово яйцо» рассчитано на детей возрастом от 3 лет, можно

предположить, что правила игры достаточно простые и незамысловатые.

Суть и цель ее в том, чтобы малыш научился воспринимать фигуры и выкладывать их, используя детали головоломки. Но помните, самостоятельно сразу ребенок не сможет осилить правила и понять, что и как делать, ему нужно помочь.

Помощь заключается в следующем:

  1. Рассмотрите игру и все ее детали с ребенком, проговорите название фигур и  цвета;
  2. Научите ребенка искать схожие между собой элементы, комбинировать их;
  3. Попробуйте подтолкнуть малыша к тому, чтобы пофантазировать – посравнивайте отдельные детали с какими-то знакомыми ему вещами, например, треугольники с округленной одной стороной похожи на крылья птицы;
  4. Предложите ребенку сложить несколько фигур.
  5. Если вы проработаете все выше перечисленные этапы и поможете ребенку

понять и вникнуть в игру, она непременно увлечет его.

«Волшебный круг (Вьетнамская головоломка»

Игра предназначена для полезного общения родителей с детьми, а также самостоятельной деятельности детей.

Игра развивает:

  • восприятие формы;
  • способность выделять фигуру из фона выделение основных признаков объекта;
  • глазомер;
  • воображение (репродуктивное и творческое);
  • зрительно-моторную координацию;
  • умение работать по правилам.

Игра предназначена для детей с 4 лет.

Состав игры. «Волшебный круг» — это круг, разделенный на  7-10 частей.

Основным правилом классических головоломок является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект детали. Поскольку для 4-х летнего ребенка такая задача чаще всего оказывается непосильной, начинать освоение игры лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики (когда для построения фигуры необходимы лишь несколько деталей).

Рассмотрите с ребенком каждую деталь, обратите внимание ребенка на то, что у некоторых деталей все стороны прямые, а у некоторых имеются кривые линии (дуги), придумайте, на что похожа каждая из деталей (Точнее, на изображение чего она похожа, поскольку деталь плоская).

Или попросите ребенка подобрать деталь для изображения какого-либо объекта: горки, крыла бабочки, спинки жука, клюва птицы, носа, паруса… Пусть ребенок обведет фигурку карандашом, а вы дорисуйте недостающее: к клюву — птицу, к парусу — лодочку, к крылу — бабочку и т.д. Затем попробуйте собрать «картинку» из двух-четырех деталей головоломки: дать ребенку детали, необходимые для собирания картинки, и предложить: «Придумай, как из этих частей можно собрать…» (качели, лодку, грибок, домик). (Приведенные картинки лучше не показывать ребенку, а помочь увидеть в данных ему деталях характерные части образа: корпус и парус лодки, шляпку гриба, крышу домика и т.д.) Возьмите другие комбинации деталей, пофантазируйте вместе с ребенком.

«Головоломка  Пифагора»

 В работе с дошкольниками игра используется с целью развития мыслительной    деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и  сообразительности.

Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур — частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

Набор к игре представлен фигурами. 

Приобщение детей к игре «Пифагор» начинается с ознакомления с набором фигур, которые потребуются для игры. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники. После этого предложить детям из набора фигур составить новые. Из 2 больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник. При этом вновь полученные фигуры равны по размеру имеющимся в наборе. Так, из 2 больших треугольников получается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату.

Надо помочь детям заметить это сходство фигур, сравнить их       по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры — из 3, 4 частей. Например, из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из параллелограмма, 2 больших треугольников и большого квадрата — прямоугольник.

«Монгольская игра»

Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей. Формирует представлений о форме и размере. Развивает операции мышления : анализ и синтез. Игра способствует развитию творчества, смекалки и сообразительности. Учит сравнивать. Тренирует наблюдательность.

Способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности.

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.

Правила игры : от простого к сложному. Знакомить с игрой надо постепенно. Вначале ребенок должен узнать название игры, рассмотреть набор фигур. В процессе знакомства с      игрой дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур.

Благодаря играм — головоломкам развитие логического мышления у детей происходит в интересной захватывающей эмоциональной форме.

Решение головоломок – это не только польза для развития ребенка, но и отличный способ проведения досуга для всей семьи: это поднимает уровень самооценки, вселяет уверенность в собственных умственных способностях и просто повышает настроение! Желаем вам интересного и полезного семейного времяпровождения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *