Кто такой аккомпаниатор, а кто такой концертмейстер?

Синцова Дарья Викторовна, концертмейстер.

Кто такой аккомпаниатор, а кто такой концертмейстер?

Кто такой «концертмейстер»? Равнозначны ли понятия «концертмейстер» и «аккомпаниатор»? Попробуем понять.

«Концертмейстер» — это слово имеет немецкое происхождение и переводится как «мастер концерта». Этим словом обозначают человека-музыканта, помогающего готовить концертное выступление. Есть несколько определений этому понятию в профессии музыканта:

  1. Концертмейстер в оркестре — руководитель группы инструментов в оркестре. Как правило наиболее опытный и одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Концертмейстер в зависимости от правил данного коллектива руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а на концертах исполняет сольную партию, если в произведении есть отдельная сольная партия того инструмента, которым владеет концертмейстер. В симфоническом оркестре роль концертмейстера всего оркестра исполняет концертмейстер первых скрипок.
  2. Концертмейстер исполнителя (вокалиста или инструменталиста) — пианист, который на репетициях разучивает партии с исполнителем и аккомпанирующий ему на концертах. Обязанности концертмейстера по предварительной подготовке выступления вместе с солистом значительно шире простого сопровождения на концерте. Поэтому для исполнителя он является не просто аккомпаниатором.
  3. Концертмейстер оперы, балета или других жанров музыкального театра- пианист-аккомпаниатор, ассистирующий оперному дирижёру, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей замысел дирижёра-постановщика и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. В случае отсутствия дирижёра концертмейстер по его просьбе проводит репетиции с участниками оперного спектакля. Так же как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле, и способствует успеху спектакля.

Концертмейстер –это не просто пианист, разучивающий партии с певцами и инструменталистами. В деятельности концертмейстера объединяются педагогические, творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

«Аккомпанировать» в переводе с французского языка означает сопровождать.

Аккомпаниатор— это музыкант, играющий партию сопровождения солисту на сцене. Профессия аккомпаниатора требует от музыканта не только высокого уровня мастерства в игре на своем инструменте, чаще всего на фортепиано, но и глубокого понимания музыкального материала, способности к быстрой адаптации и умения взаимодействовать с солистами или группами.

Аккомпаниатор должен очень хорошо уметь слушать и реагировать на исполнителей, поддерживая и дополняя их выступление. Во время исполнения произведения аккомпаниатору необходимо быстро адаптироваться к изменениям в темпе, динамике или стилистике исполнения.

Аккомпаниатор выполняет ряд важных функций в музыкальном исполнении:

  1. Сопровождение исполнителей. Основная задача аккомпаниатора — играть сопровождение для певцов, инструменталистов, танцоров или хоров во время их выступлений или репетиций.
  2. Чтение нот и партитур. Аккомпаниатор должен уметь читать и интерпретировать ноты и партитуры, чтобы точно соответствовать музыкальным произведениям.
  3. Импровизация и адаптация. В некоторых случаях аккомпаниатору может потребоваться импровизировать или адаптировать музыкальное сопровождение в соответствии с стилем и темпом исполнителя.
  4. Репетиции и подготовка к выступлениям. Аккомпаниатор участвует в репетициях, помогая исполнителям подготовиться к выступлениям.
  5. Координация с исполнителями. Аккомпаниатор координирует своё исполнение с действиями солиста или группы, обеспечивая гармоничное совместное звучание.
  6. Техническое владение инструментом. Аккомпаниатор должен виртуозно владеть своим инструментом, обычно фортепиано, чтобы обеспечить качественное сопровождение.
  7. Работа с различными жанрами. В зависимости от контекста, аккомпаниатор может работать с широким спектром музыкальных жанров, от классики до современной музыки.
  8. Поддержание музыкального баланса. Аккомпаниатор должен уметь поддерживать баланс между сопровождением и солирующими исполнителями, чтобы ни один из элементов не преобладал над другим.

Вроде бы похожие понятия «аккомпаниатор» и «концертмейстер» на самом деле имеют видимые различия. В наше время в обычной музыкальной учебной практике более распространено слово «концертмейстер». Но мы понимаем, что концертмейстер на занятиях в музыкальной школе или во дворце творчества- это лишь одна веточка этого понятия, а на самом деле нужно понимать это слово как «аккомпаниатор».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *