Концепция наставничества в сообществе обучающихся учреждения дополнительного образования

КОНЦЕПЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В СООБЩЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тарасова Ирина Вячеславовна,
педагог дополнительного образования художественного отдела,
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района
Санкт-Петербурга

Аннотация. Автор предлагает вниманию педагогической общественности профессиональный опыт по реализации наставнических практик в сообществе обучающихся детских творческих объединений студии танца «ГарДАрикА» и вокально-хореографической студии «Каданс» ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга. В рамках практик используются оригинальные формы наставничества, направленные на решение актуальных задач российской образовательной системы.

 Ключевые слова: наставничество, взаимодействие, сотворчество, профессиональная ориентация и самоопределение, выпускник, преемственность, компетентностный лидер.

В коллективах студии танца «ГарДАрикА» и вокально-хореографической студии «Каданс» на протяжении более чем десяти лет реализуется эффективная система наставничества по форме «Обучающийся-обучающийся». 

Обучающиеся студии танца «ГарДАрикА» и вокально-хореографической студии «Каданс» активно взаимодействуют со сверстниками и младшими членами объединений не только внутри своего коллектива, но и в рамках творческого общения, которое осуществляется между двумя студиями. Данное взаимодействие заключается в создании совместных сценических постановок, организации и проведении общих праздничных, профессионально ориентированных, социально-значимых мероприятий, которые реализуются при активном включении наставнического компонента.

В студиях «ГарДАрикА» и «Каданс» реализуются разноуровневые дополнительные общеразвивающие программы, ориентированные на работу с возрастными группами от дошкольного до старшего школьного возраста. Все разделы программ включают компонент наставнической деятельности, и поэтому в коллективах сложилась четкая концепция преемственности обучения, согласно которой наставник-ребенок не дублирует функционал педагога, а он, прежде всего, – лидер в учебе и труде. Согласно требованиям реализуемой в коллективах практики наставничества обучающийся-наставник – это воспитанник, который обучается в объединении не менее 3-х лет, обладающий сформированным комплексом профессиональных и личностных качеств, высокими показателями в обучении, высоким уровнем творческих достижений, прилежный и трудолюбивый. На каждого ребенка-наставника приходится от 1 до 3 подопечных, которым требуется чей-то личный положительный пример и опыт. Выбор наставника происходит путём анкетирования, на основании педагогического наблюдения и имеющихся достижений у обучающегося, который способен поделиться своим опытом, обладает организаторскими и лидерскими качествами. Наставники-обучающиеся делятся своим опытом с другими членами коллектива, показывают, чему они научились, в чём и каким образом им помогают полученные знания и навыки, проводят с младшими детьми мастер-классы, таким образом, заряжая их желанием достигнуть таких же, а может быть, и более высоких результатов. Более опытные обучающиеся, освоившие основные направления программ, становятся наставниками вновь прибывшим учащимся. Это способствует раскрепощению детей-новичков, мотивирует их на занятия по выбранному направлению творчества.

Концепция наставничества определяет кредо юного наставника, которое гласит: «Не мое достижение, а наше – коллективное», «Вижу, понимаю, действую», «Каждое дело – большое или малое – доводить до конца, добиваться поставленной цели», «Один за всех и все за одного». В основе наставничества лежит принцип «Творческий тандем», где наставник-обучающийся, прежде всего, компетентностный лидер. Юные наставники помогают младшим осваивать танцевальные и сценические техники, которыми овладели сами. В основе взаимодействия наставников и наставляемых лежит технология демократического сотрудничества. Педагог тщательно следит, чтобы роль старших детей не уходила от функции наставника в «дедовщину». Это – неприемлемо.

Как форму наставничества среди обучающихся можно рассматривать Отчетные концерты коллективов. Старший состав обучающихся демонстрирует усложненную, отработанную концертную программу, которую предстоит изучить младшим, и таким образом, личным примером формирует положительную мотивацию у младших к дальнейшему обучению.

Большая роль в реализации концепции наставничества принадлежит выпускникам коллективов «ГарДАрикА» и «Каданс», которые выбрали сферу хореографического искусства в качестве своего профессионального пути. Важно, чтобы личность будущего педагога начинает свое формирование уже на стадии обучения в условиях дополнительного образования. Как «универсальный солдат» будущий педагог должен не только штудировать педагогическую теорию, но уже с первых дней (а не лет) обучения в коллежде/ВУЗе выходить «в поле», на практику, к детям. Слушать и присматриваться к тем, кто идет за ним во след, пока еще не прервалась связь «детство – отрочество» и пока еще свеж язык понимания. Идти первокурснику «в поле» так рано следует еще и потому, чтобы понять, прочувствовать «мое — не мое» и своевременно принять взвешенное решение о выборе профессии.

Востребованными формами наставничества являются мастер-классы, совместные занятия и соревнования, танцевальные флэш-мобы. Сочетание пользы с увлекательностью, творчества с командной работой дарят детям именно те яркие незабываемые эмоции, которые каждый мечтает получить от праздника. Ведь всем известно, что любую информацию малыши лучше всего воспринимают в игровой форме, – именно поэтому интересные мастер-классы, занятия и мероприятия, особенно, если они организованы детьми для детей и родителей, станут идеальной почвой для усвоения новых навыков.

С целью педагогического сопровождения и контроля каждый наставнический тандем формирует электронное портфолио, которое регулярно пополняется новыми сведениями о достижениях наставляемого, рабочими и иллюстративными материалами.

Алгоритм реализации системы наставничества

  1. В начале учебного года проводится входящая диагностика (Анкетирование, прослушивание, беседа, наблюдение) с целью определения потенциальных наставников и наставляемых, их запросов.
  2. Формирование наставнических пар.
  3. Краткосрочное обучение наставников-обучающихся по программе «Школа наставничества».
  4. Составление плана работы, определение формата взаимодействия, рекомендации наставникам.
  5. Промежуточный анализ.
  6. Оценивание образовательных и личностных результатов.
  7. Создание цифрового портфолио наставнического тандема/группы

Необходимо отметить, что в процессе наставнической деятельности у обучающихся-наставников развивается чувство ответственности, что само по себе является профилактикой «звездной болезни», потому что ребенок оказывается в ответе не только за личные достижения, но и за успехи своих подопечных.

Реализуемая система наставничества выполняет свое назначение на высоком уровне, формируя социально благополучную среду для развития личности обучающихся, их саморазвития и самореализации. И, что очень важно, помогает наставникам и наставляемым в успешном преодолении подросткового кризиса, формировании жизненных ориентиров и профессиональном самоопределении.

Информационные источники

  1. Арюкова Е.А. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности / Е.А. Арюкова, Е.С. Земскова // Химия в шк. – 2021. – [5, с. 61-64].
  2. Березина А.В. Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А.В. Березина, Н.Г. Малахова, С. С. Кукушкина // Школ. б-ка: сегодня и завтра. – 2021. – [10, с. 6-72].
  3. Ермохина О. Опыт профориентационной работы с воспитанниками / О. Ермохина // Беспризорник. – 2021. – [2, с. 38-42].
  4. Заикина К. Все профессии важны, все профессии нужны: к выбору своей будущей профессии ребенка нужно готовить, начиная уже с дошкольного возраста / К. Заикина, Т. Шаменева // Беспризорник. – 2021. – [2, с. 14-18].
  5. Майорова Г.В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к профессиональному пути / Г. В. Майорова // Доп. образование и воспитание. – 2021. – [1, с. 33].

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *