Простой тест: как определить самооценку дошкольника?

Существует простая и эффективная методика «Лесенка», разработанная В. Г. Щур для дошкольников и младших школьников. Тест доступен для проведения даже людям без психологического или педагогического образования. Родителям, которые интересуются психологией и хотят лучше понимать развитие своего ребенка, она тоже подойдет. Сегодня мы продемонстрируем вариант для дошкольников.

Но сначала попробуем ответить на вопрос: зачем вообще пытаться определить детскую самооценку? Самооценка является очень важным показателем в развитии личности. Она формируется в процессе общения и деятельности, влияет на поведение и действия человека. В дошкольном возрасте ребенок только начинает узнавать себя, в основном из оценок и мнений окружающих, которые могут быть не всегда правильными и соответствующими действительности. Любые искажения в этой сфере влекут за собой трудности, поэтому их важно вовремя отслеживать и корректировать. Кроме того, некоторые варианты методики «Лесенка» позволяют сделать выводы об отношениях ребенка со значимыми взрослыми. Как вы думаете, хватает ли ребенку вашей любви?

Предлагаем такой тест. Нарисуйте на листе бумаге лесенку из семи ступеней. На другом листе схематично нарисуйте фигурку, соразмерную лесенке, — девочку или мальчика (в зависимости от пола ребенка) — вырежьте ее.  

Выберите удобный момент, когда ни Вас, ни ребенка ничто не отвлекает. Покажите малышу лесенку и объясните, что на средней ступеньке находятся ни плохие, ни хорошие дети, на самой верхней – самые хорошие, а на самой нижней ступеньке – самые плохие. Бумажная фигурка – это он сам. Нужно убедиться, что ребенок понял и при необходимости повторить. Затем спросите, на какую ступеньку ребенок поставил бы свою фигурку, на какую ее поместила бы мама, папа, воспитатель. В ходе беседы нужно задавать уточняющие вопросы и обращать внимание на то, как ребенок объясняет свой выбор.

После проведения теста следует интерпретация. Прежде всего, смотрят, на какую ступеньку поставил себя ребенок.

  • Первая, самая высокая, чаще всего говорит о завышенной самооценке. Особенно если при этом ребенок никак не аргументирует свой выбор, а просто считает, что он лучше всех. Хотя нужно понимать, что для детей дошкольного возраста завышенная самооценка считается нормальной, потому что они еще не способны адекватно оценить себя и в основном полагаются на мнение взрослых, которые обычно в этом возрасте относятся к ним с обожанием вне зависимости от их успехов или неудач.
  • Если ребенок ставит себя на вторую или третью ступеньку лесенки, значит, у него адекватная самооценка. Он хорошо к себе относится и может даже привести примеры своих заслуг и хороших поступков.
  • Четвертую ступеньку выбирают дети со слегка заниженной самооценкой. Важно выяснить, почему они делают такой выбор. Возможно, существуют проблемы, которые волнуют ребенка. Либо четвертая, средняя, ступенька может быть способом продемонстрировать свое нежелание выполнять задание, или ребенок просто не понял, что нужно делать.
  • На пятую и шестую ступеньки свою фигурку ставят дети с низкой самооценкой. Взрослому обязательно следует побеседовать с малышом, чтобы понять, является ли выявленная самооценка ситуативной, временной, связанной с каким-то недавним неприятным событием, либо ребенок действительно негативно к себе относится. Знание причин позволяет работать над проблемой.
  • И наконец, выбор самой нижней, седьмой, ступеньки говорит о резко заниженной самооценке. Это сигнал о неблагополучии ребенка, о его негативном отношении к себе, неуверенности, дезадаптации. Значит, ситуация в садике, дома, или и там, и там неблагоприятная. Этим детям в первую очередь требуется помощь.

Не меньшее значение, а для родителей, возможно, и большее, имеют те позиции, на которые поставили бы фигурку взрослые, по мнению ребенка. Если кто-то из них ставит его на самую высокую ступеньку, значит, ребенок чувствует, что его любят. Если ниже, то нужно задуматься, почему. Наиболее важными считаются отношения матери и ребенка. Если мнение ребенка о себе выше, чем мнение мамы, то это значит, что он не чувствует ее любви и поддержки. Спорная ситуация, когда фигурка и «за себя», и «за маму» оказывается на одной ступеньке лестницы. Иногда так делают дети, которые чувствуют не очень благоприятное отношение матери, но не хотят в этом признаться, поэтому выдают желаемое за действительное. Но, возможно, дошкольник это сделал просто так и не может объяснить, как на самом деле себя оценивает он и окружающие. Самым лучшим вариантом, по мнению самого автора методики, является случай, когда мама поставила бы фигурку на самую высокую ступеньку, а сам ребенок несколько ниже – на одну-две позиции. Отсюда видны позитивное отношение матери и объективный взгляд на себя ребенка. Он чувствует любовь близкого человека, уверен в том, что он хороший, хотя и видит некоторые свои недостатки.

Что делать, если результаты теста вам показались тревожными?

  • попробуйте повторить тест через какое-то время: самооценка дошкольников может быть неустойчива, так как в ней большую роль играет эмоциональный компонент, а эмоции, как мы знаем, переменчивы;
  • обратитесь к детскому психологу (такая возможность есть и во Дворце творчества, и в детском саду, и в Центрах социальной помощи семье и детям);
  • старайтесь чаще выражать свою любовь по отношению к ребенку, это в любом случае не повредит.

Напоминаем о пяти языках любви:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *