Образовательное учреждение — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью детского самоуправления.
Детское самоуправление не создается одномоментно, по приказу. Оно развивается — иногда неспешно и всегда не директивно. Таким образом, самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей (Д.В. Григорьев).
Детское самоуправление начинает реально функционировать только тогда, когда значимая часть дел коллектива организуется детьми, а не взрослыми (взрослые могут помогать детям- организаторам, но не делать все за них):
- дети сами или вместе со взрослыми определяют, что сейчас нужно коллективу (например, докупить необходимое оборудование, реализовать социальный проект, устроить вечер авторской песни, организовать выставку, концерт и т.п.)
- сами решают эти вопросы и раздают друг другу необходимые поручения
- у детей есть возможность повлиять на дальнейший путь развития коллектива.
Ввести самоуправление в свой коллектив педагогу — это значит предоставить ребятам возможность занять позицию организаторов, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. Пусть даже на небольшом «участке» жизни. Самоуправление не обязательно связано с управлением кем — либо, в первую очередь оно подразумевает определение каждому ребенку своей зоны ответственности в соответствии с его возрастными и личностными особенностями.
Детское самоуправление несомненно требует больших педагогических вложений. Но возникает вопрос: «Ради чего?». Действительно, ведь проще педагогам самостоятельно запланировать и организовать мероприятие, раздать поручения и проконтролировать их выполнение.
Но все же это того стоит, хотя бы потому что:
Самоуправление помогает воспитывать в детях чувство ответственности. Когда ребенка выбирают, например, лидером, он начинает понимать, что из-за недоработок или просто лени становится плохо не только ему, но и тем людям, деятельность которых он организует. А обратная связь от этих людей помогает ему убедиться в этом.
Благодаря самоуправлению у ребенка появляется мотивация к саморазвитию. Чем более высокую должность занимает ребенок в системе самоуправления, тем это почетнее для него. Но чем выше должность, тем сложнее на ней работать, и, следовательно, нужно развивать себя, чтобы ей соответствовать.
Самоуправление учит детей проявлять активную жизненную позицию. Здесь любой ребенок может предложить коллективу свою идею и реализовать ее, если она будет принята большинством.
Самоуправление развивает организаторские навыки. И речь здесь идет не столько об организации других людей, сколько об организации своей собственной жизни, планировании своего времени, расстановке приоритетов, выборе целей, задач и инструментов их достижения. Это навыки, которые очень важны для каждого человека. Ведь именно отсутствие способности организовать свою жизнь ведет многих людей к тому, что они вынуждены отказываться от своих целей, опускать руки, сдаваться, довольствоваться тем, что у них есть. Эти навыки приобретаются тренировками, пробами и ошибками. Надо лишь дать ребенку возможность пробовать, ошибаться, обсуждать вместе с ним результаты этих проб и ошибок, делать выводы, корректировать поступки, учиться управлять собственными желаниями, эмоциями, настроением. Детское самоуправление — это отличное средство для развития таких организаторских навыков.
Получив то или иное поручение (обязательно связанное с успехом общего дела!) ребенок испытывает новые, необычные для него ощущения — он чувствует себя нужным и важным, так как он чем-то полезен. Он полноправный член команды, он вносит свой вклад в это общее дело. Данное ощущение ведет учащегося вперед, мотивирует оправдать оказанное доверие, не подвести товарищей. А если не получилось — никто не будет кричать, ругаться или наказывать. Педагоги и старшие ребята спокойно обсудят, корректно и уважительно укажут на ошибки, дадут попробовать снова, уже под более внимательным контролем и с дополнительной помощью.
Итак, детское самоуправление помогает ребенку приобрести важный для его личностного развития социальный опыт: организовывать свою и чужую деятельность, распределять силы и ресурсы, нести ответственность за выполнение поручений, достигать намеченных целей, планировать свою и чужую работу, анализировать ее и подводить итоги, работать в команде.