Говоря о родительстве, о правилах воспитания ребенка, и вообще обо всем, что идет во благо, мы рискуем попасть в ловушку идеальности. Стремление к лучшему – это, несомненно, важный фактор развития личности, но… Все-таки возникает здесь некое НО. То, что заставляет терять контакт с собой. Назовем это перманентное стремление к лучшему «внутренним отличником». Пришло время поближе познакомиться с ним. Откуда он взялся? Насколько силен его голос? Помогает он или мешает? Как часто приходится делать то, чего не хочется, или то, на что нет сил, по «настоянию» этого самого «внутреннего отличника»?
Случалось ли Вам:
- напряженно искать что-то, не имея на это ни времени, ни сил;
- снова и снова безуспешно пытаться сделать то, что не получается, упорствовать и разражаться при этом;
- выполнять какую-то работу на пределе сил;
- идти туда, куда не хочется, чтобы не обмануть чьи-то ожидания;
- доводить начатое до конца, даже если в процессе стало ясно, что это не нужно…
Можете ли Вы позволить себе просто сдаться? Что Вы будете чувствовать при этом? Тревогу («а вдруг я так и не найду этот документ?»), раздражение («ну, как же так! почему не получается?»), стыд («что скажут люди?»), отчаяние («нет, я столько времени и сил потратил(а) на это, неужели все напрасно!»). За всеми этими фразами скрывается нежелание принимать свое несовершенство. Во всех этих случаях стоит поприветствовать своего «внутреннего отличника», поблагодарить его за его стремление к лучшему и обратиться к другой, более мягкой и сострадательной части своей личности: «Да, я ошибся, но я могу простить себе это, даже если не удастся исправить ошибку. Я несовершенен, как и всё в этом мире, и это нормально».
«Совершенство – самая совершенная ложь, придуманная человеком, его просто не существует. Ничто в мире не совершенно. Это просто игра: обещают богатство, а вручают бедность. Чем больше человек стремится к совершенству, тем сильней его разочарование. Любой воздушный замок падает от реального критического взгляда. Каждый человек, каждое произведение искусства, каждая идея, каждый опыт – всё! Кто стремится к совершенству, тот проигрывает, каким бы ловким он себе не казался» (Дэвид Бернс «Терапия настроения»).
Какое отношение все это имеет к родительству? Самое прямое. Дело в том, что наши дети с высокой степенью вероятностью наследуют этого «внутреннего отличника». А если мы посмотрим на тот коктейль чувств, которые сопровождают этого, на первый взгляд, привлекательного персонажа, то поймем, что он не делает человека счастливее. Успешнее, да. Но не счастливее. А чего мы в первую очередь хотим для своих детей?
И еще… Мы часто говорим: это и это хорошо для наших детей, это правильно. Но всегда ли мы соотносим задачи со своими ресурсами, не нагружаем ли мы себя сверхмеры под давлением того же самого «внутреннего отличника»?
Стремление к отличию иногда заставляет человека двигаться вперед, а иногда и ограничивает: «У меня нет сил на полноценную уборку, поэтому лучше не начинать», «У меня нет свободного времени, поэтому лучше и не ввязываться ни в какие проекты» (даже не узнав, что именно предлагается).
И последнее… Позволяем ли мы своим детям быть «НЕотличниками», легко ли мы принимаем их несовершенство?
Конечно, во всех этих размышлениях не стоит впадать в крайности. Потому что в человеческой природе есть место и «внутреннему двоечнику», у которого тоже, как вы понимаете, не стоит идти на поводу. Речь лишь идет о контакте с самим собой и с близкими людьми, который намного важнее внешних проявлений успеха.
© Светлана Трофимова