Внимательное, уважительное отношение к другим людям – это те качества, которые мы, несомненно, хотим видеть в своих детях. Когда и как начинать их воспитывать? Как тут не вспомнить старый анекдот, когда мама шестимесячного ребенка задает такой вопрос, а получает ответ: «Вы уже опоздали!» Неужели? А как же современные призывы не воспитывать детей?
Весь вопрос в том, как мы воспитываем, что мы понимаем под этим словом. Если иметь в виду морализаторство и поощрения/наказания, то к младенцу это все, конечно же, не применимо. Более того, если речь идет об уважении и внимании к другим людям, то чтение морали, а также кнут и пряник будут неэффективны в любом возрасте. Уважительное отношение произрастает из глубины личности. Взрослый человек может лицемерить: изобразить уважение и заботу, в действительности не испытывая таких чувств, а просто из корысти, страха или каких-то соображений. И ребенок по мере взросления тоже научается «играть в социальные игры». Но если говорить про искреннее уважение, то оно взращивается с пеленок, и путь к сердцу ребенка в каждом возрасте свой.
На первом году жизни ребенок на эмоциональном уровне усваивает все, что говорят взрослые, в первую очередь мама и папа. Крик, грубый неласковый голос создают для ребенка стрессовую ситуацию, выражающуюся в плаче, вздрагивании, что постепенно приводит к формированию страха. Страх ребенка – это опредмеченное переживание. Его предметом выступает тревожное состояние (боязнь) или внутренне ощущаемая и переживаемая боль. Это состояние формирует, как правило, отстраненно-боязливое отношение к другим людям и неуверенность человека в себе. Позитивное взаимодействие взрослых с ребенком на первом году его жизни – основа его благополучного развития в дальнейшем. Так формируется фундамент для таких качеств личности, как дружелюбие, уважение и забота во взаимоотношениях с людьми.
От года до трех лет ребенок обладает безграничным желанием познавать предметный мир. Он не имеет понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Образцом для него в познании окружающего мира и взаимоотношений с людьми служат мама, папа, старшие сестры и братья. Их действия, поступки, звуки, голос и интонация находятся под пристальным (хотя, возможно, непосредственно отсутствующим) вниманием малыша; все это непроизвольно будет воспроизводиться ребенком. Это возраст, когда может активно формироваться и проявляться агрессивность ребенка по отношению к вещам, людям и животным. Количество детских стрессовых ситуаций возрастает, и неправильное отношение к ним взрослых людей оставляет у ребенка на подсознательном уровне негативный след, который будет проявляться в более старшем возрасте. Полуторагодовалый-двухлетний малыш любыми способами стремится добиться своего: может бить маму и папу, толкнуть брата, бросить игрушку и т. п. В данном случае у взрослых возникает ситуация выбора: либо поддерживать развитие волевой направленности ребенка и не наказывать его за эмоционально-волевое буйство, применяя различные формы успокоения и разъяснения, либо упреждать и угнетать агрессивные проявления, применяя наказание и тем самым загоняя в подсознание ребенка обиду на взрослого, который наказал. Первый путь более предпочтителен. Конечно, любой крик и капризы малыша следует ограничивать. Не нужно идти на поводу желаний и требований ребенка. Важно спокойно и уверенно говорить ему, что капризами, слезами и криками он ничего не добьется, что это не путь решения вопроса.
Трехлетний ребенок, переживающий возрастной кризис, может часто становиться причиной стрессовых ситуаций в семье. Общение с ним – это поистине искусство, требующее удерживать баланс между строгостью и мягкостью. Итог хорошего воспитания как раз и состоит в том, чтобы ребенок с удовольствием делал то, что нужно родителям. Кризис трех лет, о котором часто пишут в психологической литературе, не так страшен, если родители стремятся понимать просьбы и желания ребенка и относятся к нему доброжелательно, с любовью и уважением.
Четвертый год жизни связан всплеском подвижности ребенка, развитием волевых качеств, проявлением интереса к миру взаимоотношений между людьми. Можно говорить о том, что четвертый год жизни (три с половиной года) является важным этапом в становлении нравственной основы ребенка, а также в формировании доброжелательного отношения к другим людям.
На пятом году жизни продолжает развиваться любознательность и воображение. Любознательность реализуется посредством сюжетно-ролевых игр, чтения сказок и другой доступной для детского понимания литературы, участия в интеллектуальных играх. Наряду с детской непосредственностью у ребенка могут проявляться стеснение, скромность и стыдливость, что влияет на сферу взаимодействия с другими людьми, а порой приводит к уединению, замкнутости, стремлению побыть в своем внутреннем мире, наполненном фантазиями и воображением.
Шестилетний ребенок готовится к школьному обучению. Доминирующими чертами в этом возрасте являются трудолюбие и организованность. Важно воспитать у ребенка потребность в выполнении ежедневных трудовых обязанностей по дому: вначале совместно с мамой/папой, а потом самостоятельно (убрать постель, протереть пыль, полить цветы, помыть посуду и др.), а также через желание пообщаться с игрушками: дать им задания, которые ребенок сам должен выполнить. Перед сном ребенку полезно вспомнить, что он сделал положительного в этот день, и наметить план на завтра.
И только к шести годам у детей может возникать непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов. И только теперь можно говорить об истинном уважении, внимании и заботе. Переживание, описанное в известном стихотворении «Мама спит, она устала – ну и я играть не стала…», доступно детям не раньше шести лет. Но оно не возникает само по себе. Это не такое же закономерное изменение, как, например, смена зубов в этом возрасте. Нравственное преображение является результатом всего предыдущего развития и воспитания.
Ведущая роль, естественно, за родителями: сначала они воспитывают ребенка своим отношением, потом – отношением и примером, позднее – отношением, примером и объяснением, и только начиная с четырех лет достаточно действенными могут оказаться и другие способы – такие, которые используют педагоги: игры на взаимодействие, чтение литературы и беседы, разбор жизненных ситуаций, усвоение правил и пр.
У каждого возраста своя задача. Но такое качество, как уважительное, внимательное отношение к другим людям формируется на протяжении всего раннего и дошкольного возраста. Не упустите!