В дни знаковых памятных дат Великой Отечественной войны у родителей маленьких детей может возникнуть вопрос: а не пора ли и мне поговорить со своим ребенком об этом? Как лучше рассказать? Не напугают ли трагические страницы истории малыша? Или ребенок сам может спросить, что такое война и блокада, если, например, в семье есть старшие дети и они принесли эту тему из школы. Как в этом случае поступить родителям?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, важно прежде всего подумать о самом главном – о цели: для чего мы говорим детям о войне? Какие ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ НИХ САМИХ уроки они могут извлечь из этой беседы. Тем, кто не вернулся с фронтов и не вырвался из блокадного кольца, уже ничего от нас не нужно. Разговоры о войне нужны живым. Для чего? Есть мнение, что знание о том, как ужасна война, помогает предотвратить дальнейшие войны. Но, к сожалению, в этом случае вспоминается пословица: «История учит тому, что она ничему не учит». Человечество продолжает повторять одни и те же ошибки, и такие явления, как «нацизм» и «война», только меняют свое обличие, но не уходят в прошлое. И это совсем не то знание, которое сделает наших детей сильнее, которое поможет им почувствовать безопасность и устойчивость в этом мире. О самых страшных страницах блокады Ленинграда лучше узнавать не в «нежном возрасте». Ужасающие факты совсем не нужны для того, чтобы вызвать живой отклик в сердцах детей. Способность сочувствовать и сопереживать воспитывается в детях совсем другими путями.
Тогда для чего мы снова и снова говорим о войне детям? Самое важное в этом – ОПЫТ СОПРИЧАСТНОСТИ. Чувство гордости за свой народ, понимание величия его подвига и радость от того, что МЫ ПОБЕДИЛИ! Мы дорожим этой победой. Это завоевание, которое навсегда с нами. Рассказывая детям о Победе, мы делимся с ними таким богатством, делаем их сопричастными величайшему достижению народа.
С какого возраста ребенок готов к переживанию таких чувств? С 4-х лет дети начинают жить в мире отношений, мир вещей для них становится не столь важен, а значит, в беседе о войне они способны уловить самое главное: что пережили люди. К 5-ти годам дети обладают уже достаточно развитым чувством справедливости и могут понять причины войны: что такое «вероломное вторжение» и «торжество справедливости». В этом возрасте обычно и проводится первая беседа о войне.
Для дошкольников это, как правило, первый урок истории в их жизни. Очень важно, как именно он пройдет. Конечно, лучше всего такое ответственное дело доверить профессионалам – воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, которые точно знают, что и как говорить и показывать в соответствии с возрастом. Но и у родителей важная роль. После беседы с педагогом ребенку захочется поделиться с ними впечатлениями. Важно рассказать о членах семьи, которые участвовали в этих событиях. При этом нужно поддерживать тот интерес и позитивный настрой, который возник у ребенка в связи со знакомством с историей. Тревожный голос, акцент на трагических фактах – все это может напугать ребенка, создать ощущение небезопасности мира. В беседе с дошкольниками о войне важно помнить, что пафос рассказа должен быть героическим. Главное, чем мы делимся с ними, — гордость за подвиг нашего народа.
В чем важно убедиться в конце беседы? Понял ли ребенок, что речь идет о далеком прошлом (в противном случае может возникнуть тревога). Запомнил ли, что эти события произошли в нашей стране и в нашем городе (испытал ли он то чувство сопричастности, ради которого и затевалась беседа).
Детям 6-7 лет, которые уже знакомы с историей города, можно сообщить больше фактов и показать фотографии знаковых мест Петербурга времен блокады.
Что делать, если ребенок младше 4-х лет по какой-то причине спросил о войне? Нужно просто сказать, что много-много лет назад на нашу страну напали враги и мы их победили. Сохраняем нейтральный тон и не вдаемся в подробности.
Что может насторожить в поведении маленького ребенка после беседы о войне? Он слишком долго – более 2-3 дней – сохраняет интерес к теме войны, играет в нее, повторяя одни и те же действия. Это может свидетельствовать о тревоге. Важно поговорить с ним, еще раз подчеркнуть, что это было давным-давно и не может повториться.
Стоит ли стараться оградить ребенка дошкольного возраста от знаний о войне? Обычно дети вполне адекватно воспринимают такую беседу, если она правильно построена. Опасения родителей напугать малыша чаще всего не оправданы. Но стоит, конечно, учитывать индивидуальные особенности ребенка, его личную готовность и интерес.
Рассказывая детям о героических страницах истории народа, мы обогащаем их внутренний мир, делаем сопричастными великому. И для этого не нужны сильные эмоции и шокирующие факты. Осознание величия постепенно приходит к маленькому человеку. Главное, чтобы взрослые несли в себе это чувство и делились им с детьми.
Посмотрите вместе с детьми 6 лет мультфильмы:
Жил мальчик Василёк. Его дед — тоже Василий, когда-то давно ушёл на войну и не вернулся. Мальчик с другом-жеребёнком отправляются искать деда. По пути они встречают солдат-пехотинцев. Мальчик спрашивает у них: не видели ли они деда, Василия Петрова. Пехотинцы не видели. Идут дальше, встречают самолёт и летчика, мальчик спрашивает, но летчик тоже не видел. Мальчик и жеребёнок идут дальше и доходят до берега, где когда-то погиб дед. Дальше идти некуда. Опечаленный мальчик сидит на берегу. Мимо в шлюпке проплывает старый моряк. Мальчик говорит: «Ну Вы то уж точно не видели моего деда, Василия Петрова?», на что моряк отвечает: «Как же не видеть, видел!». Приплывает белоснежный пароход с надписью на борту «Василий Петров». Мальчик встаёт у штурвала, и плывёт на этом корабле обратно в свою деревню.
Очень красивый мультфильм, который рассказывает о воспоминаниях бабушки. Во время войны она была ещё девочкой и мечтала ходить в школу. Случайно она забрела в разрушенную и разоренную немцами школу, в которой когда-то училась. Девочка нашла плакат с изображением животных и силой детского воображения смогла их оживить и даже поиграть с ними.