Эмоции – особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Нередко накал негативных эмоций вызывается не поведением других, а раздражением на самого себя. Наверное, каждый порой корил себя за то, что какие-либо качества помешали ему в той или иной ситуации. Подобные внутриличностные конфликты отнимают время и энергию, нарушают эмоциональное равновесие.
Предлагаем несколько упражнений на работу с разными эмоциональными состояниями, которые можно применять для себя и практиковать с детьми:
«Гора с плеч»
Инструкция:
«Когда вы очень устали, вам тяжело, хочется лечь, а надо ещё что-то сделать, сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставив ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите. Повторите 5-6 раз, и вам сразу станет легче.
«Заземление»
Педагог просит участников вспомнить ситуацию, вызывающую обиду, иные отрицательные эмоции. Представить эти эмоции как пучок отрицательной энергии (исходящий от человека, конфликтной ситуации), которая входит в них, проходит через них, как через проводник, не причиняя никакого вреда, и вся спокойно уходит в землю. Обсуждение.
«Барометр настроения»
Игра подходит для определения настроения в группе.
Целевая группа:
Младшие школьники. Количество участников: неограниченно. Время: 5 минут.
Цели и темы:
Настроиться на определенный вид деятельности, учиться свободно выражать свои чувства и настроение. Учиться выражать свое мнение и поддерживать его различными аргументами.
Проведение:
- Ученики построятся напротив ведущего игры или в круг. Закроют глаза и вытянут вперёд одну руку.
- По команде передвижением руки ученики выразят своё актуальное настроение — как им утром вставалось, их отношение к игре и т.д. Чем выше они поднимают руку, тем лучше себя чувствуют, рука в самом низу означает наихудшее настроение, злость или печаль; рука, протянутая к потолку, показывает отличное настроение, веселость, предвкушение. Рука может быть поставлена и вне двух крайностей, просто в соответствии с настроением (рука протянутая горизонтально, например, может означать, что я не очень хорошо выспался, но с нетерпением жду игру).
- Когда все передвинули руки в нужное положение, можно по команде открыть глаза и посмотреть на остальных. Важно, чтобы ученики под влиянием других не изменили своё положение, а держали руку как и прежде. Педагог (или кто-либо из учащихся) в заключение обобщает, как он видит настроение в группе („Давайте посмотрим, какое у нас сегодня настроение…“).
«Цвет эмоций»
Выбирается водящий. По сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.
«Изобрази состояние»
Цель: Разминка, развитие навыка передачи и понимания эмоций других людей.
Ведущий готовит два набора карточек. В одном записаны эмоциональные состояния человека (радость, удивление, обида, усталость и т.д.), в другом – части тела человека (спина, голова, брови, пальцы и т.д.).
Каждый из участников выбирает по одной карточке из каждого набора. Нужно изобразить выбранное состояние с помощью заданного средства.
Также вы можете использовать в своей работе тетрадь с заданиями для детей — Карусель эмоций.