Цифровой этикет: правила общения в сети
Tagged Tags:

Цифровой этикет — это набор правил и норм поведения, которые регулируют взаимодействие людей в онлайн-среде. Он включает в себя правила вежливости, уважения, конфиденциальности и безопасности при использовании интернета и социальных сетей.

Впервые правила цифрового этикета были сформулированы в 1994 году Вирджинией Ши в книге «Нетикет».

Британцы провели исследование и спросили у людей, что, по их мнению, является самым грубым нарушением этикета.

1. мусорить — 72%

2. слушать музыку слишком громко — 56%

3. слишком громко разговаривать в транспорте — 53%

4. пользоваться телефоном за обеденным столом — 52%

5. читать чужие сообщения — 50%

6. занимать слишком много места в переполненном транспорте — 49%

7. смотреть в телефон, а не на собеседника — 47%

8. разговаривать с кем-то, не вынимая наушников — 42%

9. заварить себе чай и не предложить присутствующим — 36%

10. листать чей-то фотоальбом в сети без спроса — 33%

Как минимум 5 из 10 пунктов связаны с цифровым поведением.

Принципы цифрового этикета:

  • Демонстрация позитивного отношения. Этот принцип пришел в цифровой этикет из повседневного этикета. Важно продемонстрировать, что я отношусь к людям хорошо. Например, это может быть реакцией на пост, который вызвал внутренний отклик.
  • Субординация. Кажется, что интернет-пространство стирает грани и позволяет вести себя панибратски. Но цифровая среда неотделима от обычной жизни, поэтому субординация переносится и в цифровое пространство.
  • Соблюдение личных границ . Существуют цифровые границы. Это приватное пространство, которое важно уважать.
    Не стоит писать людям по ночам или в соцсетях и писать людям то, что сами они не хотели бы афишировать.
  • Удобство и экономия ресурсов. Когда мы начинаем с кем-то общаться, мы должны подумать, как лучше сейчас коммуницировать с человеком и сэкономить время — свое и собеседника: позвонить, написать в мессенджер, записать голосовое сообщение, или отправить письмо по почте.
  • Принцип договоренности. Самая приятная возможность, которой нужно пользоваться. После пандемии многое изменилось.
    Люди стали заново передоговариваться, устанавливать правила и структурировать своё общение в интернете.
  • Безопасность. Мы все задумываемся о надежности паролей и о доступности той информации, которой мы делимся с другими.

Правила общения в сети:

Общие правила использования мессенджеров:

  • Соблюдайте «Тихий час». Договоритесь с коллегой, когда ему можно писать в вечерние часы. Если конкретной договоренности с человеком нет, то не пишите раньше 9:00 и позже 22:00.
  • Минимизируйте неинформативные сообщения. Не задавайте лишних вопросов, переходите сразу к делу.
  • Смайлы, гифки и стикеры отправляйте, только если уверены, что вы и ваши собеседники понимают их одинаково.
  • Голосовые сообщения отправляйте только по договоренности с собеседником. Можно уточнить у собеседника, нормально ли он относится к голосовым.
  • Введите правила для группового общения. Важно, чтобы за порядком в чате следил администратор.

Переписка по эл. почте:

  • Старайтесь минимизировать и сокращать текст письма. Следуйте простому принципу: письмо должно содержать информации не больше и не меньше, чем нужно.
  • Каждое письмо должно содержать тему. Если мы захотим найти это письмо через неделю, месяц или год, тема очень поможет. Тема письма должна быть, прежде всего, информативной.
  • Не путайте кнопки «Ответить» и «Ответить всем»!
  • Корректно подписывайте пересылаемые файлы. Обязательно указывайте свою фамилию, чтобы в общем потоке документов ваше заявление не выглядело обезличенным.
  • Перечитывайте письмо перед отправкой. Оказывается, в цифровом этикете людей больше всего раздражают ошибки в сообщениях и письмах. Проверяйте, нет ли опечаток, не исправил ли некоторые слова Т9.
  • Пишите «снизу вверх». Сначала прикрепляйте файл, потом пишите сам текст письма, а затем вписывайте имя отправителя в адресную строку.
  • Не пишите на эмоциях. Написанное не исчезнет и корректировать последствия эмоционального письма куда сложнее, чем слова, высказанные вслух. Лучше возьмите паузу, чтобы собраться смыслями и ответить по существу и без претензий. Вышли из себя —выйдите из сети! 
  • Помните, что любое письмо может стать достоянием широкой публики. Возможно, цепочку писем с вашим участием перешлют кому-то еще или сделают скрин.

Правила позиционирования в соцсетях:

Cкрыть информацию невозможно. Не публикуйте те материалы, которые будут вас компрометировать.

  • Любая информация может быть использована против нас. Разделяйте приватное и публичное.
  • Перечитывайте посты чужими глазами — полезное упражнение, которое поможет фильтровать контент прежде, чем выкладывать его на всеобщее обозрение.
  • Первое впечатление важно так же, как и цифровые следы.
  • Проверяйте, кого вы добавляете в друзья, на каких фотографиях вас отмечают, в каких группах вы состоите.
  • Фактчекинг. Проверяйте то, что вы постите.

Самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе вопросы:

  1. Не доставляю ли я кому-то неудобств?
  2. Не подвергаю ли я кого-нибудь опасности?
  3. Не отнимаю ли я чье-то время, внимание (и трафик!)?

А вы соблюдаете цифровой этикет? Какие еще негласные правила вы добавили бы в этот список?

Источник: «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете». ОДРИ, 2020.  Автор: Лукинова О.В. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *