Выявление нарушений эмоционально-личностной сферы у младших школьников. При чем здесь кактус?

Рисуночная методика кандидата психологических наук М. А. Панфиловой «Кактус» применяется в работе с детьми старше трёх лет, с её помощью можно исследовать эмоциональный фон личности малыша, выявить наличие агрессивности, её нацеленность, а также определить степень тревожности, как инструмента самозащиты.

Рисунок — это информация, закодированная в образах. Создавая графическое изображение, человек невольно, а иногда и осознанно воплощает в нём своё мировосприятие, самооценку и эмоциональное состояние.

Что диагностирует эта графическая методика:

  • отношение ребёнка к окружающим;
  • черты характера и самооценку;
  • уровень психологической комфортности.

Процедура диагностики

Предложите ребенку лист А4, стандартный 12-цветный набор карандашей и дайте инструкцию: «Нарисуй кактус». Если ребенок будет задавать уточняющие вопросы: «Какой?», «Где нарисовать?», «Можно ли раскрасить?», «Надо ли рисовать колючки?», «Можно ли нарисовать что-то еще?», ответьте: «Как хочешь». Во время рисования не делайте никаких критических замечаний и не подсказывайте.

Можно задать и любые вопросы, относящиеся к рисунку. Ответы ребенка имеют такое же диагностическое значение, как и рисунок.

Критерии интерпретации рисунка

Интерпретации подлежат:

• ключевые объекты;
• пространственное расположение и цветовая гамма;
• словесное описание рисунка.

Кактус символизирует автора рисунка: степень колючести и будущие изменения – агрессивность ребенка и его представления о своем будущем; горшок, местонахождение кактуса и уход за ним – характер опеки и отношений в семье.

Если ребенок выполнил несколько рисунков, изображающих кактус, интерпретируйте все, но особенное внимание уделите первому. Повторное рисование, исправления, перерисовывания указывают на переживание ребенком интенсивной тревоги.

Интерпретируя рисунок, представьте изображенный кактус ожившим: какие эмоции он вызывает, приятен ли он, ухожен ли, какое общее впечатление создает.

Ключевые объекты

При анализе кактуса обратите внимание на его расположение, размер и отдельные детали.

Размер кактуса указывает на представление ребенка о собственной значимости, его самоценность.

  • Изображение крупного кактуса от 1/2 до 2/3 листа свойственно уверенным детям с благополучным самоотношением и является нормальным. Ребенок имеет объективную самооценку.
  • Кактусы более 2/3 листа, во весь лист и даже не поместившиеся целиком на листе указывают на стремление ребенка доминировать. Также они характерны для агрессивных детей и детей, которые находятся в отношениях острой сиблинговой конкуренции. Это общая закономерность анализа детского рисунка: чем крупнее рисунок, тем сильнее выражено у испытуемого стремление к лидерству и доминированию. Также может характеризовать человека в состоянии сильного эмоционального возбуждения, либо быть признаком острой тревоги и стресса.
  • Рисунки менее 1/2 листа, особенно в сочетании со смещением рисунка в нижнюю часть листа, слабым нажимом и тонкой линией рисунка, указывают на неуверенность, робость, переживаемую низкую самооценку. Скрытные, осторожные, робкие испытуемые используют в изображении кактуса зигзаги. Многочисленные исправления, перерисовывания, паузы перед рисованием, обведения, штриховки указывают на тревожность.

Колючки кактуса – символ агрессивности

  • Множество длинных, крупных, отчетливых, густо расположенных иголок с большой долей вероятности нарисует человек, испытывающий раздражение и даже злость. При этом агрессия может быть заметна в его обычном поведении, а может присутствовать скрыто.
  • Если иголки растут вверх, значит, агрессия направлена на людей, стоящих выше автора рисунка по статусу, социальному и материальному положению (родители, руководство).
  • Иголки торчат в стороны – негативные чувства вызваны «равными»: ровесниками или коллегами.
  • Иголки растут вниз – объект агрессии более слаб и зависим (подчиненные, дети, животные).

Бывает и так, что колючки маленькие, короткие, но их достаточно много. Такой рисунок можно интерпретировать как признак мягкого и дружелюбного характера, сочетающегося со способностью в ситуации опасности проявить агрессию в качестве защитной реакции (умение постоять за себя).

Степень детализации рисунка

При интерпретации рисунка кактуса важно отметить, насколько подробно автор изобразил растение:

  • Богатство разнообразных деталей характерно для людей с творческим подходом к миру и часто символизирует о мечтательности и склонности к фантазированию.
  • Низкая детализированность и схематичность рисунков типична для состояния сниженной активности и может указывать на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности.
  • Цветы и отростки на кактусе, декорированный узором горшок, необычная форма кактуса, человекоподобных деталей (рот, брови, глаза и т.д.)указывают на демонстративность и стремление обратить на себя внимание. Выступающие за контур стебля, отростки и цветы, говорят об общительном характере, а «спрятанные» в границах контура – о замкнутости и застенчивости.

  • Множество деталей на горшке выдает тревожность, связанную со способами проявления заботы в семье.
  • По мнению психологов, наличие «деток» отростков на кактусе обозначают детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что означает готовность и стремление к созданию семьи, которое проявляется уже в раннем возрасте.

Стирание и исправление нарисованного

Стоит также обратить внимание на то, часто ли автор предпринимает попытки исправить свой рисунок по ходу выполнения:

  • Многочисленные стирания и перерисовка линий – характерный признак повышенной тревожности, неуверенности в себе и беспокойства. Потребность в правках также часто проявляется при высоком уровне запросов и не соответствующей ему (сниженной) самооценке, при склонности к перфекционизму.
  • Если автор стирает лишь некоторые линии с целью улучшить изображение кактуса, это может указывать на его гибкость, стремление к порядку, а также на потребность в достижении успеха.

Вообще же стирание – явление нередкое, оно встречается в русинках даже хорошо адаптирующихся людей, хотя и им может быть свойственно некоторое беспокойство.

Пространственное расположение и цветовая гамма

  • Смещение рисунка от центра влево– указатель ориентации на прошлое или проживании окончания определенного жизненного этапа. Также выдает импульсивность и нетерпеливость.
  • Смещение вправо– ориентация на будущее. Также говорит о том, что человек – реалист и привык жить «здесь и сейчас». Сдвиг к правому краю также может быть признаком того, что автор пытается сдерживать свои чувства и эмоции.
  • Верхняя и нижняя части листа символизируют соответственно осознанные и бессознательные переживания. Верхняя часть листа также показывает переживания испытуемого, связанные с широким социумом, нижняя – с семьей. Внизу страницы склонны рисовать неуверенные в себе, робкие и застенчивые люди, вверху – люди с завышенной самооценкой.
  • Рисунок по центру указывает на то, что его автор чувствует себя безопасно и вполне благополучно, особенно если при этом на листе изображено еще несколько элементов и все они выглядят гармонично и пропорционально друг другу.

Интерпретируя рисунок, обратите внимание, есть ли различия в технике и деталях изображения правой и левой, нижней и верхней частей рисунка.

Более детализированные фрагменты рисунка указывают на большую насыщенность переживаний (например, в прошлом). Проанализируйте, не концентрируются ли признаки переживаний негативных эмоций в какой-либо части рисунка – на это указывают штриховки, перерисовывания, определенные цвета.

Цвета использованные ребенком, дают некоторые сведения о его эмоциональности:

Если кактус был нарисован цветными карандашами, фломастерами или красками, многое о его авторе могут рассказать выбранные оттенки. В целом темные цвета указывают на преобладание негативных эмоций и склонность к депрессивным настроениям, яркие, напротив, на позитивность, оптимизм и открытость миру.

Также в психологии давно устоялись базовые значения основных оттенков, которые можно использовать для интерпретации и в этом тесте:

• красный – напор, страстность, демонстративность, агрессия, сильное эмоциональное возбуждение;
• оранжевый – чувство небезопасности;
• желтый – оптимизм, инфантильность (один из предпочитаемых цветов, что для дошкольного возраста естественно), страх быть отвергнутым;
• зеленый – уравновешенность, уверенность;
• синий – «мужские» черты характера: независимость, самоконтроль, рациональность;

• фиолетовый – тревога, тяга к мистике;
• черный – протест, пессимизм, усталость, противоречивость и избалованность.

Одноцветные рисунки – показатель «страха самопредъявления», т. е. ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства.

Невозможное в реальности использование цвета, например черный кактус, кактус в клеточку, указывает на неадекватность эмоциональных реакций.

Контекст

Обычно автор рисунка невольно помещает кактус в какое-то окружение. Впрочем, и отсутствие контекста может быть говорящим:

  • Если кактус нарисован один – это признак интроверсии тестируемого.
  • Кактус, окруженный другими кактусами, иными растениями, животными и даже людьми – признак экстраверсии.
  • Изображение кактуса в горшке говорит о потребности автора рисунка в семейной защите, причем чем больше вокруг него «домашних» элементов (скатерть, окно и подоконник, занавеска, чашка и т.п.), тем выше для испытуемого ценность семейных отношений.
  • Изображение кактуса в природной среде свидетельствует о независимости характера и осторожном отношении к семейным узам.

Чтобы вынести окончательное суждение об эмоциональном состоянии ребенка, недостаточно опираться только на использованные в рисунке цвета. Обследование должно носить комплексный характер, сочетать несколько видов методик. Также как и тест в целом дает только некоторые и общие характеристики тестируемого.

 Пушкова Виктория Сергеевна, педагог дополнительного образования отдела ИЗО и ДПИ ДД(Ю)Т Московского района,  инструктор нейрографики. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *