Своим опытом подготовки подростков к поступлению в театральные вузы, особенно тех, кто собирается заняться актерским мастерством, делится Валентина Геннадьевна ВОРОНОВИЧ, педагог дополнительного образования, режиссер Детского музыкального театра «Кантабиле» ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга.
Хочу поделиться опытом для поступления ребят в театральные вузы. Такие советы пригодятся и подросткам, и педагогам. Опиралась на ситуацию, когда абитуриент ранее не занимался в театральных студиях и кружках, но, надеюсь, что мой опыт будет также полезен педагогам и детям с предварительной подготовкой.
- Когда ко мне обращается потенциальный артист с просьбой о помощи при поступлении в театральный ВУЗ – я задаю несколько вопросов:
- Почему ты решил стать актером или режиссером?
- Когда ты был в театре в последний раз?
- Какой у тебя любимый театр, актер, режиссер и почему?
Если абитуриент не может ответить на эти вопросы – возможно, поступать ему не стоит.
- Про подводные камни:
- Очень маленький процент абитуриентов поступают в театральный ВУЗ с первого раза;
- Актерская профессия – 90 процентов изнурительных репетиций, а не овации и цветы.
- Профессия режиссера – 90 процентов застольная домашняя работа.
- Успешность актера и режиссера зависит от многих внешних факторов, никто вам не может гарантировать, что вы будете после окончания ВУЗа востребованы в профессии.
- Выбор вуза и мастера
Поступать лучше сразу в несколько учебных заведений и к разным мастерам. Мастер – это педагог, который набирает курс. Обычно мастера – действующие режиссеры или актеры, поэтому необходимо познакомиться с их творчеством.
- Общая подготовка
- Находим педагога по вокалу и танцу.
- Ведем актёрский дневник.
- «Моя жизнь в искусстве» Станиславского – читаем и обсуждаем.
- Рекомендую знать кто это: В.И. Немирович-Данченко, М. Чехов, В. Мейерхольд, А. Таиров, А. Эфрос, Ю. Любимов, Г. Товстоногов, М. Захаров, Л. Додин, Г. Тростянецкий, С. Спивак, Г. Козлов, Л. Эренбург, А. Могучий и т.д.
- — Обязательно посещать разные театры и обсуждать спектакли.
- — Изучаем историю кино.
Важно формировать свое мнение, видение и грамотно его излагать.
- Выбор чтецкой программы:
- Чтецкая программа должна подходить абитуриенту (амплуа, темперамент).
- Чтецкая программа должна быть понятна абитуриенту (соответствовать его жизненному опыту).
- Чтецкая программа должна быть разнообразна (разные эпохи, страны, образы)
- Басня
- Подготовку чтецкой программы лучше начинать с басен, так как это хороший тренировочный материал для раскачки. Советы:
— басен должно быть много,
— на мой взгляд, лучше брать басни Крылова.
- Изображаем животных.
- Рассказываем без слов.
- Придумываем разные предлагаемые обстоятельства: от имени диктора телевидения, ребенка на утреннике и т.п.
- Ищем подтекст и прорабатываем.
- Стихотворение
- Обязательно брать поэтов «серебряного века».
- Обязательно брать современных авторов (я всегда даю стихи поэтов-шестидесятников).
- Проза
- Нельзя брать монологи из пьес.
- Отрывок должен быть не более 4-5 минут.
- Отрывки нужно сокращать из расчета максимально быстрого и яркого развития.
Главная составляющая – наличие таланта у ребенка, который опытный педагог сразу видит.