Гордость или предубеждение?
Итак, только-только в школе «утряслось» расписание и вам, такая удача (!), удалось «дополнить» его «полезностями»: теннис, музыкалка, английский, театр, шахматы, бассейн и т.д. Вы почти даже выдохнули: «Уф! Впихнуто все, что можно впихнуть!». Впридачу до вас отовсюду доносятся гордые и бодрые (пока!) голоса других мам: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня».
Действительно ли это повод для гордости или повод для размышлений? А о чем размышлять- то? Все так хорошо распланировано! Давайте разберемся.
Есть простые и доступные для родителей маркеры ненормальной нагрузки для ребенка.
Задайте себе всего 3 вопроса:
- «Сколько времени в неделю мой любимый ребенок гуляет?»
- «Во что любит играть мой ребенок?»
- «Когда мой любимый ребенок играет в свои любимые игры? (речь НЕ идет о компьютерных играх! Ведь ваш младший школьник еще не забыл про куклы, конструкторы, пазлы, машинки и пр?)
Если на 1 и 3 вопрос вы ответили: «В каникулы.» — это «звоночек» излишней нагрузки, которая рано или поздно даст о себе знать.
И, кстати, вот вам факт: перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей. А вот парадокс: когда мы разгружаем детей, они начинают читать!
Если ребенок не открыл для себя чтение, то, увы, в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, как выдумаете, какое у него будет единственное желание? Да! Возвращаясь домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный: есть дети, готовые нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого. Однако есть и такие, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Наблюдать за поведением ребенка, его состоянием вечером и к концу недели обязательная забота разумного родителя.
Что должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка?
Во- первых, это психологический тип вашего ребенка. Меланхолик будет страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума в рекреации. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели. Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой, сыпью или начнут страдать несварением желудка. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными. Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Детей надо учить чувствовать нагрузку.
Во- вторых, это общие маркеры, о которых мы говорили выше:
- возможность произвольной прогулки (в начальной школе ребенок должен гулять хотя бы 3 раза в неделю по 1 часу),
- время для любимой игры в куклы или лего,
- время для полноценного неспешного горячего обеда и своевременного сна в режиме дня.
Все так просто и так сложно одновременно! Невозможно угнаться за трендами, стандартами и всевозможными требованиями. Конечно, нами родителями, движут лучшие побуждения в своем стремлении развить ребенка всесторонне. Возможно поэтому мы, порой, не чувствуем перенасыщения расписания и занятости любимого маленького человека, а ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление. Помогите взрослеть своему чаду гармонично, без «излишних подвигов» и «бега с препятствиями». Пусть детство остается все- таки «золотой порой, которую ваш ребенок будет вспоминать с нежностью и теплом. Вы же добрые, заботливые и мудрые родители, и вы знаете, что ваш ребенок имеет право на это «свое детство», которое очень быстро проходит.