Педагогам приходится сочетать коммуникативные и управленческие навыки: ставить цели, мотивировать детей, заниматься командообразованием, и разрешать конфликты. Проявлять эти качества невозможно без высокого уровня социального интеллекта.
Социальный интеллект (СИ) — это способность успешно выстраивать взаимоотношения с окружающими и ориентироваться в социальной среде. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное поведение, а также действовать сообразно ситуации.
Для педагогов, которые постоянно работают с детьми, взаимодействуют с родителями и коллегами — эти способности становятся ключевыми.
Развитие социального интеллекта помогает:
Управлять эмоциями
Педагог с развитым СИ умеет определять свое настроение, считывать состояние других, выявлять эмоциональную обстановку в группе/коллективе и управлять ею. Если такой педагог и разозлится на ученика, он по-прежнему остается взрослым: осознает, какие эмоции испытывают обе стороны, понимает причины их возникновения. Он помогает ребенку справиться с эмоциональным накалом или выразить эмоцию конструктивно.
Учитывать мнение каждого
Современный детский коллектив — это дети разных социальных слоев, с противоречивыми взглядами и мнениями, они отличаются воспитанием и способностями к обучению.
Высокий СИ позволит педагогу обойти «острые углы» и создать атмосферу, комфортную для всех. В случае конфликта он сможет выслушать точки зрения разных сторон, снизить накал страстей и перенаправить разрушительную энергию в мирное русло. При этом педагог сможет учитывать не только мнения, но и потребности и эмоции учеников. Это позволит ему предсказать конфликт или понять, что нужно менять динамику занятия.
Договариваться с учениками
У педагога с развитым СИ больше шансов договориться с учеником без посредников, родителей или администрации. Ведь он способен объяснить свою точку зрения, поставить себя на место ребенка, понять мотивы его поступка и помочь ему сделать работу над ошибками.
Если ребенок ведет себя агрессивно, компетентный педагог возобновит конструктивный диалог — например, с помощью техники «Я-высказывание»:
- Описываем поведение ребенка: «Когда ты не слушаешь меня….».
- Описываем свои чувства: «Я чувствую обиду».
- Объясняем причину чувства: «Мне кажется, что тебе не интересно на занятии…».
- Высказываем пожелание: «Расскажи, так ли это…».
- Описываем, что будем делать в следующий раз.
Благодаря высокому СИ педагог подает детям пример эмпатии и показывает, как адекватно вести себя в конфликте.
Завоевывать внимание
Одна из способностей, относящихся к социальному интеллекту, — это умение выступать на публике, вовлекать и удерживать аудиторию. Для педагога это необходимый навык. Риторика, обдуманная жестикуляция, управление голосом, артистизм — все это располагает к себе учеников.
Недаром существует направление «театральная педагогика», которое рассматривает учебный процесс как драматическое действо. Преподаватель — сценарист и режиссёр, ученики — участники пьесы.
Как развивать социальный интеллект?
Изучать эмоции и психофизические состояния
Начинайте с себя: заведите дневник и отмечайте в нем эмоции и ощущения на возникающие в течение дня ситуации. Не нужно записывать любое ощущение — достаточно фиксировать свое состояние каждые два-три часа. Наблюдайте и за другими людьми. Постарайтесь, например, описать эмоциональное состояние коллеги или представить, что чувствует человек, сидящий напротив вас в автобусе.
Развивайте наблюдательность — например, во время просмотра фильмов время от времени выключайте звук и по мимике, жестам угадывайте реакции и чувства героев.
«Активно» слушать
Часто мы не погружаемся в контакт с другим человеком — слушаем вполуха, думаем о своем и в итоге не понимаем, почему человек испытывает те или иные эмоции. Постарайтесь быть внимательными к другим людям — слушайте, замечайте интонацию, с которой говорит собеседник. Полезно тренировать техники активного слушания:
Если собеседник сбился, не может вспомнить о чем говорил, напомните ему его последнюю фразу. Это поддержит его и поможет продолжить рассказ.
Если пытаетесь разобраться в проблеме ученика, перескажите то, что он пытается донести до вас, например, с помощью фразы «Правильно ли я понимаю, что…». Это поможет избежать недопониманий и недомолвок.
Проговаривайте эмоции собеседника: «Я вижу, вас это огорчает/радует» — это помогает установить доверие и взаимопонимание.
Используйте в разговоре слова и фразы собеседника — таким образом вы сделаете его своим союзником.
Развивать артистизм
Артистизм помогает импровизировать на ходу и быстро реагировать на события, происходящие на занятиях, а также управлять вниманием учеников, меняя интонацию, громкость голоса, стиль общения.
Попробуйте с помощью интонации передать разные эмоции: удивление, радость, недовольство — с помощью голоса можно управлять эмоциональным состоянием всей группы. Оживите речь яркими образами, используйте метафоры при объяснении сложных тем — например, через бытовые, знакомые ситуации. Расширяйте арсенал мимики и жестов — дети больше доверяют педагогу, когда у него естественное и живое поведение.
Статья подготовлена по материалам из открытых источников