Что такое детская самостоятельность и как быть с самообслуживанием?

Под самостоятельностью как правило понимают способность ребенка к самообслуживанию. Однако это не совсем точно. Самообслуживание – это проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи самообслуживания выполняются как привычка действовать определённым образом в определённых условиях. Именно привычка. То есть самообслуживание подразумевает, что ребенок сам идет мыть руки, когда его зовут к столу, без напоминаний, просто по привычке.

Самостоятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Она распространяется на значимые для ребенка сферы. Гораздо раньше, чем в быту, дети могут обнаружить самостоятельность в познавательной, творческой, игровой деятельности. Все потому что интерес формирует мотивацию. Кроме того, последовательное выполнение рутинных действий требует от ребенка относительного развитого произвольного внимания – такого, которое не поддерживается яркостью, привлекательностью объекта. У взрослых людей, которые способны удерживать в поле зрения несколько объектов, такой проблемы в обычной ситуации не возникает. Мы можем свободно поддерживать разговор и переодеваться, мыть руки. Малышам это дается нелегко. Подвижные, эмоциональные дети могут иногда с трудом справляться с самообслуживанием из-за сложностей с саморегуляцией. При этом они могут быть весьма мотивированы на творческую и познавательную деятельность и проявлять в этой сфере самостоятельность, то есть желание сделать самому, как можно лучше и не чтобы похвалили, а по причине увлеченности процессом.

Тем не менее, самообслуживание имеет важное значение при формировании самостоятельности. Дети, которые привыкли к тому, что взрослые все делают за них, могут проявлять подобный настрой не только в бытовой сфере.

Что может помочь родителям сформировать у ребенка желание обслуживать себя самостоятельно?

Советы психолога. Задумайтесь, не слишком ли вы опекаете ребенка? Справка психолога «Гиперопека и гиперконтролль»

Творческий подход к бытовым ситуациям. Включите песню во время одевания, только такую, чтобы не отвлекала, а настраивала на процесс.

Например, вот эту:

Почитайте рассказ (послушайте аудиокнигу) М. Зощенко «Глупая история».

И, конечно, терпение и время. Формирование правильных бытовых привычек требует времени. Иногда действительно проще и быстрее все сделать за ребенка. Проще, но не лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *