Подросткам необходимы авторитеты, даже если они сами это скрывают. С кого берут пример нынешние старшеклассники? Елена Белинская, социальный психолог, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова, провела исследование и пришла вот к какому выводу.
Подростки ищут для себя некие идеальные образы. Героями могут быть люди реальные или вымышленные, чье мировоззрение или взгляды близки, кто вызывает у подростка уважение и желание подражать. Необходимость с кем-то или чем-то идентифицироваться – особенность возраста. В юности мы ищем людей, которые помогают нам в формировании мировоззрения, Я-концепции. В советское время старшеклассники, как правило, находили кумиров среди героев книг. Что касается молодежи нового века, и это поразительно, они вообще не упоминают персонажей литературы или кино! Например, в начале нулевых ребята вообще отказывались назвать своего героя и даже заявляли, что такой фигуры быть не должно, что говорит об отсутствии единства в общественном сознании той эпохи относительно системы ценностей, отсутствии героев и образцов для подражания. Наличие героя и идеала ущемляло их представление о свободе, было проявлением авторитаризма.
Чаще всего героями наших подростков становились конкретные люди из ближайшего окружения, постарше. Друг родителей, который поднимает свое маленькое дело и семью содержит. Или тренер, который ведет секцию, увлекает ребят спортом. И этот человек прежде всего профессионально успешен. Но он не карьерист. Он зарабатывает, но деньги для него не средство обогащения, он вкладывает их прежде всего в дело. Он любит родину, уверен, что у России есть будущее. Кто-то выбирает крупных политических деятелей, скорее, как образец успешной карьеры.
Сегодня, в 20-е годы, герои подростков менее конкретны и более абстрактны. Причем это фигуры не героические, а самые обыкновенные, как следствие дискредитации идеи героического, о которой уже сказано выше. Новое в идеале – он строит карьеру. И не просто гражданин и патриот, а еще и очень законопослушен.
Помимо абстрактного «простого человека» у подростков есть только один герой, действующий президент нашей страны. В списке ролевых моделей изредка называют спортсменов, актеров, музыкантов, звезд шоу-бизнеса. Исторические фигуры: на протяжении 22 лет 21-го века лидирует Петр Первый, упоминают Гагарина и даже Иисуса Христа, важны в них «сила воли», «сила противостоять трудностям» и «желание всех защитить».
Как родители могут помочь своим детям в поиске героя? Не надо бояться показывать ребенку свою оценку реально действующих людей. Не скрывайте свое уважение, восхищение. Обращайте внимание своего ребенка от 5 до 15 лет на чужие поступки, действия: «Я восхищаюсь этим человеком. Как он смог достичь, суметь, быть таким… Как Маша (моя подруга) это выдерживает (некие трудности)! Какая она молодец, что решилась на этот мужественный шаг!» Мне редко показываем детям свое позитивное отношение. Если мы, взрослые, кем-то конкретным восхищаемся, тогда места для случайного, не всегда удачного, выбора у подростка остается меньше.