8 декабря. День художника

Поэт Акварели
Памяти художника Ольги Шаюновой

Человек, особенно художник, остаётся в памяти, благодаря своим работам, где запечатлеваются взгляд на мир, отношение к жизни и порой даже улыбка.

Ольга Шаюнова, выдающийся петербургский мастер-акварелист, родилась в нашем городе, окончила художественно-графический факультет и аспирантуру РГПУ им. А. И. Герцена. Её работы неизменно становились частью городских, республиканских и международных выставок.

Выставка «Мир вокруг дома» (март 2023г.) в Союзе художников прошла уже без неё, но в каждой работе остался её свет.

Мне посчастливилось познакомиться с Ольгой в 1996 году, когда я поступала в Герценовский университет. Она была одним из преподавателей, кто присутствовал на экзамене по рисунку. Казалось бы, что преподавателю до абитуриентов, из которых поступит разве что каждый пятый, но Ольга Васильевна была настолько приветлива с теми, кто приходил сдавать экзамен по рисунку, настолько искренне улыбалась им и желала успехов, что поневоле становилось как-то не так страшно и появлялась большая уверенность в собственных силах.

Вроде бы, ничего особенного сказано не было, но добрая улыбка, тёплый взгляд и «удачи вам на экзаменах» — и уже по-другому ложатся штрихи на бумагу, по-другому чувствуешь и ощущаешь себя. Уже после моего поступления в РГПУ состоялась выставка работ педагогов факультета изобразительного искусства. От каждого было представлено по одному-два произведения.

И работа Ольги Шаюновой того времени (где-то конец девяностых) запомнилась мне. Я не помню её названия, но помню саму картину. Небольшая акварель, размером не больше А3, была написана в нежных, туманно-жемчужных тонах. На картине была изображена не то поздняя весна, не то раннее лето, дождливый день в какой-то маленькой деревне. И ощущение дождя было такое, как будто капли просачивались сквозь стекло работы. Но от маленького домика умбристого оттенка, затерянного в дождливых потоках, как будто веяло теплом, и хотелось стать героем картины, чтоб спрятаться, укрыться в этом домике.

Поневоле представлялось: кто в нем живет, чем занимается, и казалось, что невидимые хозяева дома — добрые и радушные люди, которые обязательно затопили бы печку и угостили бы чаем с пирогами. И ведь картина была отнюдь не похожа на какую-то иллюстрацию к сказке и не была написана «по знанию», а была истинной работой «по вИдению», но «вИдению сердцем», с огромной любовью ко всему увиденному, к каждому порыву ветра, шелестению листьев, скрипу дерева, к каждому оттенку неба, солнечному лучу, даже если луч временно прячется где-то, к каждой капле дождя, даже проливного. Во время моей учёбы, да и после окончания университета, я часто заходила на кафедру графики и скульптуры, где встречала Ольгу Васильевну. И никогда я не видела её злой, раздражённой, в дурном настроении. Всегда улыбка, но не дежурная, а искренняя, всегда неподдельная радость каждому человеку, всегда только добрые напутствующие слова. Часто какое-то осознание приходит слишком поздно, как и понимание степени доброты и таланта человека.

14 марта 2023 года состоялось открытие посмертной выставки Ольги Шаюновой «Мир вокруг дома», где были представлены её акварели разных лет. Оказалось, для Ольги Васильевны любая точка Земли была Домом: и апельсиново-солнечная Италия, и маленькие карельские деревеньки, и промзоны Санкт-Петербурга. Даже в чёрно-белых работах чувствуется Цвет, мало того, чувствуется Звук, чувствуются Строки, это сродни «доброму голосу недоброй эпохи», чем-то похоже на поэзию шестидесятников. Когда я увидела работы из цикла «Промзона», то мне сразу вспомнилась кружевная вязь «Домов без крыш» Новеллы Матвеевой: «А эти дома без крыш словно куда-то шли, шли, — плыли, как будто были не дома, а корабли». Действительно, дома из промзон больше похожи на какие-то сказочные замки, небывалые корабли, возвращающие нас в детство, где каждая лестница, недостроенный дом могут казаться волшебными. Даже самые мрачные строения в её работах превращаются в места, куда хочется приходить, и не раз.

Но не только пейзажи Ольги Васильевны таят в себе незримые рифмы и свет иных измерений. Например, работа «Праздник шаров», где, кажется, не три воздушных шарика летят за окном, а перед нами за стеклом — Космос и три планеты. А в работе «Тыква и авокадо» тыква как будто светится золотом, и вспоминается тыква, которая превратится в золотую карету, чтобы сказочная героиня могла уехать на бал. А во что может превратиться изумрудное авокадо — трудно представить, но наверняка во что-то очень красивое. Работа «Цветы в вазе» напоминает космический салют в рубиновом небе, а «Пижма» — как осколки солнца, собранные в соцветия. Каждая работа — Свет, каждая работа — Строка. И эта строка придёт к тому, кто видел хоть раз эти работы, даже если не услышится, то почувствуется. А автора работ, где чувствуется Строка, а изображение поэтично, можно назвать Поэтом Акварели.

***

Серебряные ангелы промзон
Поют-звенят неведомую песню,
Пусть без начала — даже интересней,
Без завершения со всех земных сторон,
По лестницам, ведущим в никуда,
И по путям, ведущим ниоткуда,
Неужто только дети верят в чудо,
Им целый мир — любая ерунда.
Вот замок, что с годами почернел.
Да так, что вырос целый лес на крыше,
Высоко звёзды, а деревья — выше,
Тому, кто злому верить не хотел,
Серебряные ангелы поют,
И превращают в корабли и замки
Всё то, что камни прячут на изнанке,
Тех дорогих, несбывшихся минут.
И вот, смотри, корабль опять плывёт,
Возникли в небе паруса да флаги,
А под рукой лишь краски и бумага,
И песня, что звенит узором нот.

Евгения Шиманская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *