Наставник для молодого специалиста

2023 год в России объявлен годом педагога и наставника.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.

Наставник может помочь молодому специалисту, пришедшему в образовательное учреждение, быстрее влиться в практическую работу, научиться работать с детьми разных возрастов, разрешать педагогические кейсы и спорные ситуации в коллективе. 

Наставничество принципиально отличается от любых образовательных программ или курсов повышения квалификации.

Что же дает наставничество?

Наставничество помогает человеку развить его способности и проявить таланты. Кто-то тяготеет к исследовательской работе, кто-то к работе организатора, кто-то силен в сопровождении в конкурсных проектах, а кто-то прекрасно работает с детьми, которые требуют дополнительной педагогической поддержки. 

Наставничество помогает каждому педагогу найти те аспекты работы, которые позволят ему дольше удержаться в профессии.

Выбор наставника — дело субъективное. Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обращать внимание молодому педагогу.

Наставник — это не просто более опытный старший коллега. Его отличает то, что он может свой опыт отрефлексировать. Он помнит, какие сложности встретились на его пути, вычленяет закономерности и формулирует принципы того, как новичку освоить профессию. 

У любого формата наставничества — по наставнической программе или в частном порядке — должны быть четкие правила, которые известны и понятны всем участникам процесса. Все знают, у кого какая роль и функционал, в каких форматах происходит взаимодействие. 

Отношения наставника и наставляемого — это именно партнерство двух взрослых, равных друг другу людей. 

Задача наставника — помогать своему подопечному постоянно расширять карту ресурсов молодого специалиста, повышать степень своей самостоятельности. Лучший наставник — тот, который в какой-то момент отойдет в сторону или сменит роль на партнерскую. 

А вот чего точно не будет делать хороший наставник:

  • Говорить в менторской манере, с интонацией «я здесь главный».
  • Вести себя, как родитель с ребенком. 
  • Менять правила игры. Например, снимать наставляемого на видео, если об этом не договаривались.
  • Требовать от подопечного поступить тем или иным образом. 
  • Присваивать себе достижения наставляемого.
  • Винить подопечного в его неудачах
  • Разглашать сведения, полученные от наставляемого в личных беседах.

Подробная информация по наставничеству в ДД(Ю)Т 

Информация подготовлена по материалам из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *