Как пробудить интерес к учебе и не дать ему погаснуть

КАК ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ И НЕ ДАТЬ ЕМУ ПОГАСНУТЬ

Почему дети не хотят учиться в школе? Ведь на подготовке к школе у детей не было такого отторжения?

Эти вопросы я, педагог Школы раннего развития, последнее время слышу от родителей своих выпускников все чаще и чаще.

Родители озабочены тем фактом, что дети не хотят ходить в школу: «Я не буду делать эту математику!», «Кому нужен этот окружающий мир!» Эти слова ранят родителей, которые очень переживают за будущее своих детей, ранят педагогов, которые тратят много сил и времени на подготовку к урокам.

Почему ребенок не заинтересован в учебе? Почему детям не нравится тот или иной предмет? Как пробудить у детей интерес к занятиям?

Взрослые могут настоять на выполнение детьми домашнего задания уроки, могут проводить долгие нравоучительные беседы и даже отругать ребенка, но это не принесет положительного результата. Дети не могут заставить себя полюбить учебу, даже если понимают, что им это необходимо.

 Что может стать причиной такого отношения к школе и урокам:

— Усвоение школьной программы зависит от уровня подготовленности детей и от индивидуальных особенностей развития ребенка: одним детям сложно воспринимать информацию на слух, другие не могут сосредоточиться в большом классе, третьим, наоборот, кажется, что тема урока слишком   легкая и не интересная. Учителя ориентируются на детей со средним уровнем успеваемости, поэтому остальные дети сталкиваются с перечисленными проблемами.

 — Многим не нравится микроклимат в классе: слишком шумный коллектив не дает возможности услышать педагога, или же в кабинете висит нагнетающая тишина, вводящая многих в ступор.

— Часто задают много домашних заданий, а у родителей нет времени, чтоб помочь ребенку, объяснить то, что он не успел осмыслить в классе.

Эти и многие другие причины вызываю у ребенка негативное отношение к школе и к учебе в целом.

Нам, взрослым, нужно обратить внимание на те моменты процесса обучения, которые дарят детям радость и приносят удовольствие.

Не стоит забывать, что у младших школьников, как и у дошкольников, игра является важной ведущей деятельностью, поэтому нужно использовать её как можно чаще: дома, при выполнении домашних заданий и в классе на уроках по закреплению пройденного материала.

Как можно использовать школьные знания в игре?

  1. Домашние квесты — любимое времяпровождение для всей семьи: дети с удовольствием ищут по дому подсказки и выполняют задания, а родители с увлечением готовят шифры и прячут их по дому.

Элементарные задания, которые можно использовать даже с дошкольниками:

  • посчитай количество слогов в трех словах и узнай шифр кодового замка
  • отгадай слово и найди предмет (по первым буквам, ребусы, шарады, загадки)
  • нарисуй предмет, используя координаты клетки (по принципу игры в морской бой) или графический диктант.

В своей работе с дошкольниками я часто провожу игровые занятия по математике и по обучению грамоте, комбинирую задания по разным предметам и вижу, что дети с удовольствием читают, делят слова на слоги, решают задачи на уроках такого формата.

Сегодня хочу поделиться своим опытом и предложить план игрового занятия, которое можно провести дома или в классе. Задания можно менять, ориентируясь на уровень развития детей, на темы, которые вам необходимо повторить, можно их дополнять и сокращать. Играйте с удовольствием!

Как Баба Яга царевной решила стать.

Легенда: Бабуся Ягуся решила, что хочет стать царевной. Как и положено, соперниц своих она в башне закрыла, зелье сварила, выпила, да не учла одного нюанса: заклинание сработает только, если выполнить задания Мудрого зеркала. Читать Ягуся не умеет, вот и позвала она на помощь всех Иванушек и Алёнушек из ближайших сказок, да угрожать им стала: коль не помогут задания выполнить, во всех сказках о царевнах её имя появится, и будут тогда не Царевна-лягушка, а Бабуся- лягуся, не Спящая царевна , а Спящая Ягуся. Обещала Яга отпускать царевн по очереди.
1. Чтобы вызволить Царевну-лягушку, пришлось Алёнушкам и Иванушкам, слова читать по стрелкам (Задание в отдельном документе).

2.Спящую царевну освободит испытание «Яблочко на тарелочке»:

Вокруг тарелки лежат одинаковые наборы слов (Приложение 1).

Яблочко по тарелочке катится и слова собирает: участники садятся по кругу, один из них читает любое слово, остальные ищут его у себя в комплекте  и переворачивают, затем участники меняются по кругу местами, следующий игрок читает любое слово на выбор, а остальные ищут и переворачивают. В конце игры  остаются лишние слова, из которых нужно составить текст для народной игры:

«Колокольцы — Бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!»

Карточки с лишними словами можно пронумеровать ( цифры написать на оборотной стороне)

3.Самое время освободить Царевну Несмеяну. Для этого нужно поиграть в игру   

  «Колокольцы – Бубенцы»:

 Играющие встают в круг. На середину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Остальные водят хоровод и читают закличку. После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

  1. Царевну Премудрую спасет игра «Ох уж эти слоги» (Приложение 2,3):

Выкладываем в центре стола 2 картинки. На одной — схема слова, состоящего из двух слогов, на второй-из трех. На другом столе выкладываем маленькие картинки, которые в дальнейшем нужно будет  соединить со словами.

Итак, участникам раздаются слова, которые они должны прочитать, определить в них количество слогов,  положить слова возле нужной картинки со схемой и найти маленькую картинку, подходящую по смыслу. Например: слово «кокошник» кладем к схеме                       , ищем картинку кокошник и  кладем возле карточки со словом.

  1. Царевне Прекрасной нужно украсить шарф вышивкой, а вышивать Яга не умеет, поэтому нужно ей помочь .

Графический диктант или рисунок по адреса клетки.

Все царевны свободны, Баба Яга стала красавицей, но поняла, что не желает быть царевной: учиться придется, крестиком вышивать. Желает вернуться к себе в избушку, да зелье варить. Чтобы ей помочь нужно три раза сыграть в игру : Бабка –ежка костяная ножка.

Один участник становится Бабой Ягой. Остальные ходят вокруг Яги и дразнят её:

Баба Яга –
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку.

После этого все разбегаются в разные стороны на одной ноге, а Баба Яга их ловит. Кого поймали первым, становится Бабой Ягой.

После того как игра закончится, заклинание подействует, и Яга примет свой привычный образ.

Киселева Мария Владимировна, педагог дополнительного образования ДД(Ю)Т

Приложение 1 Читай по стрелкам. задание от Царевны-Лягушки
Приложение 2 Картинки со схемами
Приложение 3 Слова и картинки

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *