2023 год в России объявлен годом педагога и наставника.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.
Наставник может помочь молодому специалисту, пришедшему в образовательное учреждение, быстрее влиться в практическую работу, научиться работать с детьми разных возрастов, разрешать педагогические кейсы и спорные ситуации в коллективе.
Наставничество принципиально отличается от любых образовательных программ или курсов повышения квалификации.
Что же дает наставничество?
Наставничество помогает человеку развить его способности и проявить таланты. Кто-то тяготеет к исследовательской работе, кто-то к работе организатора, кто-то силен в сопровождении в конкурсных проектах, а кто-то прекрасно работает с детьми, которые требуют дополнительной педагогической поддержки.
Наставничество помогает каждому педагогу найти те аспекты работы, которые позволят ему дольше удержаться в профессии.
Выбор наставника — дело субъективное. Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обращать внимание молодому педагогу.
Наставник — это не просто более опытный старший коллега. Его отличает то, что он может свой опыт отрефлексировать. Он помнит, какие сложности встретились на его пути, вычленяет закономерности и формулирует принципы того, как новичку освоить профессию.
У любого формата наставничества — по наставнической программе или в частном порядке — должны быть четкие правила, которые известны и понятны всем участникам процесса. Все знают, у кого какая роль и функционал, в каких форматах происходит взаимодействие.
Отношения наставника и наставляемого — это именно партнерство двух взрослых, равных друг другу людей.
Задача наставника — помогать своему подопечному постоянно расширять карту ресурсов молодого специалиста, повышать степень своей самостоятельности. Лучший наставник — тот, который в какой-то момент отойдет в сторону или сменит роль на партнерскую.
А вот чего точно не будет делать хороший наставник:
- Говорить в менторской манере, с интонацией «я здесь главный».
- Вести себя, как родитель с ребенком.
- Менять правила игры. Например, снимать наставляемого на видео, если об этом не договаривались.
- Требовать от подопечного поступить тем или иным образом.
- Присваивать себе достижения наставляемого.
- Винить подопечного в его неудачах
- Разглашать сведения, полученные от наставляемого в личных беседах.
Подробная информация по наставничеству в ДД(Ю)Т
Информация подготовлена по материалам из открытых источников