Учебная мотивация: в поисках утраченного

Учебная мотивация: в поисках утраченного

Удивительное дело: тема учебной мотивации стремительно «молодеет»! Это личное мое наблюдение, как педагога- практика. Если раньше история про желание/ нежелание учиться возникала чаще всего в подростковом возрасте, то это особенно не «напрягало», потому что настал «ТАКОЙ ВОЗРАСТ», гормоны и прочее… 

Теперь же я наблюдаю родительскую озадаченность по поводу отсутствия желания у детей младшего возраста и даже дошколят! учиться и узнавать что- то новое. Все чаще и чаще слышу вопросы по этому поводу. Пробуем разбираться в возникающих ситуациях, ищем причины отсутствия интереса к учебе, «пробуем» рецепты «активации» желания учиться ВМЕСТЕ.
Итак, вспомним, что мотивация может быть ВНЕШНЕЙ и ВНУТРЕННЕЙ, со знаком «+» и, разумеется, со знаком «-».  

С ВНЕШНЕЙ мотивацией относительно просто: запускается быстро, но работает не долго и недостаточно эффективно. Однако применяется и педагогами, и родителями весьма активно и регулярно. Про полярность- тоже понятно. Оценивание в любой форме, поощрения, наказания, принадлежность к социальной группе, статус и пр.- это все про ВНЕШНЮЮ, т.е. не особо личную, значимую для самого ребенка мотивацию. Это действительно важно, потому что КТО-ТО решает ЗА ребенка, ЗАЧЕМ ему нужен «ученья свет».  Конечно, на определенном возрастном этапе такой подход необходим для ребенка. Для ВНЕШНЕЙ учебной мотивации аргументы взрослому найти как «дважды два- четыре» и, откровенно говоря, руководствуясь только таким видом мотивации мы, взрослые, обеспечиваем СЕБЕ относительное спокойствие до поры, до времени. Ключевые слова здесь: «относительное» и «кратковременное». 

История с ВНУТРЕННЕЙ мотивацией- это уровень «для продвинутых». Чем раньше мы, родители и педагоги, откроем для ребенка этот  путь, тем осознаннее и счастливее он будет вкушать сначала предложенные нами «плоды просвещения», а затем и совершать выборы в своей жизни, придерживаясь «внутреннего компаса».  Задавать вопросы маленькому человеку типа: «А ЗАЧЕМ ТЕБЕ уметь читать, считать, различать времена года, знать геометрические фигуры, единицы измерения массы, длины, части речи, знаки препинания  и т.д.? Зачем ТЕБЕ вообще учиться, если на все есть ответы у «Алисы»? А что для тебя ВАЖНО?»- весьма не просто, но, правда, очень надо! Почему надо? Потому что мы, взрослые, тормозим или запускаем в действие механизмы ЛИЧНОГО познавательного интереса, который «сворачивает горы» на пути к светочу знаний, помогает ребенку учиться преодолевать не только возникающие ТРУДности, но и СЕБЯ, привносит в ЕГО жизнь уПОРЯДоченность, уВЕРенность, оСМЫСЛенность, ЗНАЧимость. Подумать над тем, как настроить «внутренний компас» ребенка и запустить внутреннюю учебную мотивацию- сверхзадача для заботливых и талантливых взрослых!

Вы удивитесь, но проблема учебной мотивации существует со времен появления первых школ и едва ли не такая же «древняя», как проблема отцов и детей. Методы, побуждающие эту самую мотивацию и работающие именно со знаком «+» просты и известны давно.  Вам они тоже знакомы. Судите сами: 

  1. пробуждают и поддерживают в детях стремление к учению приветливые и мудрые взрослые, а также привлекательная учебная среда,
  2. изучаемый предмет соответствует возрасту и понятен ребенку,
  3. учение- это не просто «свет», это когда полезное совмещено с приятным,
  4. учебные знания, умения, навыки должны быть полезны ребенку и  иметь практическое применение,
  5. успех учения заключен в любви и интересу к предмету…
     

Вы не поверите! Об этих методах учебной мотивации  и не только написано чуть менее 400 лет назад чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским в его «Великой дидактике» (между 1627 и 1638 гг.). Прочитайте и вдумайтесь в смысл его слов, не утративших своей актуальности и в наши дни. Вот что он писал:

  1. Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению. 
  2. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

© Елена Тихонова, зав. методическим отделом ДД(Ю)Т Московского района

Я.А.Коменский "Великая дидактика"

Глава XVII. Основы легкости обучения и учения

Недостаточно уметь что-нибудь делать, нужно стремиться к легкости.1. Итак, мы рассмотрели, какими средствами воспитатель юношества может верно достигнуть своей цели. Теперь посмотрим, каким образом те же самые средства нужно приспособить к врожденным способностям, чтобы можно было применять их легко и приятно.

Оснований для этого десять.2. Но очевидно, что, идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко, если:

  1. Приступить к нему своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности.
  2. Оно будет протекать с должной подготовкой умов.

III. При обучении будут идти от более общего к более частному.

  1. От более легкого к более трудному.
  2. Никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала.
  3. Во всем будут двигаться вперед не спеша.

VII. Умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения.

VIII. Все будет передаваться через посредство внешних чувств.

  1. Для непосредственной пользы.
  2. Все постоянно одним и тем же методом.

Так, говорю я, следует поступать, чтобы все протекало легко и приятно. Но последуем теперь по стопам самой природы.

Основоположение I

Митериал берется чистый.3. Природа всегда начинает с устранения негодного.

Птица, например, берет для высиживания только свежие яйца, содержащие чистейшее вещество; если птенец уже раньше начал формироваться, то напрасно было бы ожидать успеха.

Подражание.4. Так и архитектор, намереваясь строить здание, нуждается в свободное площади, если же ему нужно строить на месте прежнего здания, то он должен предварительно его разрушить.

  1. Так же и живописец пишет лучше всего на чистой доске. Если же она уже разрисована, или запачкана, или испорчена какой-либо шероховатостью, то сперва ее следует вычистить и отполировать.
  2. Так и тот, кто хранит драгоценные мази, нуждается в чистых сосудах или, по крайней мере, в тщательно очищенных от находившейся в них раньше жидкости.
  3. Так, садовник с наибольшим успехом сажает молодые деревца; если же он сажает уже подросшие, то ему придется сперва освободить их от старых ветвей, чтобы устранить возможность распространения сока в другом направлении. Вот почему Аристотель относит устранение ненужного к началам вещей, видя невозможность придать материи новую форму, не уничтожив прежней.

Отклонение.8. Отсюда следует, что, во-первых, всего лучше воспринимают учение мудрости молодые умы, еще не привыкшие отвлекаться к другим занятиям, и чем позже начинается образование, тем с большим трудом оно продвигается вперед, так как ум уже занят другим. Во-вторых, не может мальчик с пользой для себя одновременно обучаться у многих учителей, так как едва ли возможно, чтобы все придерживались единой формы обучения; следствием этого бывает рассеянность в нежных умах и задержка в их развитии. В-третьих, неосмотрительно поступают в том случае, когда, принимаясь за образование более взрослых мальчиков и юношей, не начинают с воспитания благонравия, чтобы, обуздав их страсть, сделать учеников восприимчивыми ко всему прочему.

Укротители коней сперва обуздывают коня железными удилами и добиваются повиновения, а потом обучают его той или иной поступи. Следовательно, прав Сенека, говоря: «Сперва учись хорошим нравам, а потом мудрости, которая без хороших нравов усваивается плохо», и Цицерон: «Нравственная философия подготавливает умы для восприятия посева» и пр.

Исправление.9. Следовательно,

  1. Образование юношества должно начинаться рано.
  2. У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.

III. По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение II

Материя стремится принять необходимую форму.10. Природа так располагает материю, чтобы она стремилась к форме. Так, птенец, уже достаточно сформировавшийся в яйце, стремясь к более полному совершенству, начинает сам двигаться и разрывает скорлупу или разбивает ее клювом. А освободившись из заключения, с радостью согревается у матери, охотно питается и жадно раскрывает рот, глотает положенный в него корм, с удовольствием направляется к созерцанию неба, радуется упражнению в летании и, немного спустя, летает, словом, жадно, хотя и постепенно, стремится ко всему, к чему влечет его природное побуждение.

Подражание.11. Так, садовник считает нужным позаботиться о том, чтобы растение, получив необходимую влагу и жизненную теплоту, благополучно росло.

Отклонение.12. Плохую поэтому заботу о детях проявляют те, кто насильно принуждает их учиться. В самом деле, чего надеются этим достигнуть? Если едят без аппетита, вводя при этом все-таки в желудок пишу, то в результате это вызовет только тошноту и рвоту и, по меньшей мере, плохое пищеварение, нездоровье. Напротив, если еда вводится в желудок под влиянием чувства голода, то он воспринимает ее с удовольствием, хорошо переваривает и успешно обращает в сок и кровь. Поэтому и говорит Исократ: «Если будешь любить знание, будешь много знать», и Квинтилиан: «Стремление к учению определяется волею, принудить которую нельзя».

Исправление.13. Итак:

  1. Всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и к учению.
  2. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Каким образом следует пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению?14. Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством.

  1. Родителями.15. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя.
  2. Учителями.16. Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности к легкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т. п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в свое время придется изучать, оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.
  3. Самой школой, которая должна быть чрезвычайно привлекательна внутри и снаружи.17. Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, некоторыми эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр (так как у детей этого отнимать нельзя, о чем будет сказано ниже в своем месте), но также небольшой сад, в который иногда следует пускать учеников и предоставлять возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав. Если дело будет так поставлено, то дети, вероятно, будут посещать школу с не меньшей охотой, чем обыкновенно они посещают ярмарки, где они всегда надеются увидеть и услышать что-либо занимательное.
  4. Предметами преподавания.18. Привлекают юношество и самые учебные предметы, если они соответствуют возрасту и преподаются понятно с присоединениями иногда чего-либо шутливого или менее серьезного, но приятного. Это и значит приятное соединять с полезным.
  5. Методом, который должен быть естественным.19. Чтобы пробуждать стремление к знанию, прежде всего самый метод по необходимости всегда должен быть естественным. Ведь все, что естественно, развивается само собой. Нет необходимости заставлять воду течь но наклонной плоскости; удали только плотину или вообще все то, что ее задерживает,- и ты увидишь, что она тотчас потечет. Нет нужды просить птичку улететь — открой только клетку. Нет необходимости принуждать глаз к изящной картине или ухо обращаться к прекрасной мелодии, если только ты предоставишь им это. В таких случаях скорее придется сдерживать их.

Метод должен разумно сочетать приятное с полезным.Чего требует естественный метод, должно быть ясным из предшествующей главы, равно как и из последующих правил. Кроме того, чтобы способности пробуждались самим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы оно ни было серьезно, преподавалось дружеским и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч или басен. В своем месте об этом будет сказано полнее.

  1. Школьным начальством.20. Начальство и попечители школы могут возбуждать усердие к учению, если сами будут присутствовать на публичных актах (будут ли то упражнения в декламации и в диспутах или экзамены и присуждение ученых степеней) и более прилежным будут раздавать похвальные отзывы и награждать их (без лицеприятия) подарками.

Основоположение III

Все из собственных основ.21. Природа производит все из основ незначительных по величине, но мощных по своему качеству.

Например то, из чего должна образоваться птица, свертывается в каплю и окружается скорлупой, чтобы ее легко можно было носить в утробе и согревать при высиживании. Однако это по своему качеству содержит в себе всю птицу, потому что потом из заключенной в нем жизненной силы сформируется тело птицы.

Подражание.22. Так, дерево какой угодно величины целиком заключается как в зерне своего плода, так и в черенке последнего побега своих ветвей. Таким образом, если последний посадить в землю, то из него благодаря внутренней действующей силе снова вырастет целое дерево.

Поразительное уклонение.23. Обычно против этого основного положения в школах свершается величайший грех. Ведь большинство учителей считают нужным вместо семени сажать растения, а вместо черенков — деревья, так как вместо основных начал навязывают ученикам хаос различных заключений, больше того — даже подлинных текстов. Но как верно то, что мир состоит из четырех элементов (видоизменяющихся только по своим формам), так, несомненно, и научное образование состоит из немногих начал, из которых, если только знать способы их различения, возникает бесконечное множество положений, подобно тому как на дереве из основательно укрепившегося корня могут вырасти сотни ветвей, тысячи листьев, цветов и плодов. Да умилосердится бог над нашим веком и откроет у кого-либо мысленные очи, чтобы тот правильно понял связи вещей и сообщил это другим. А мы, если будет угодно богу, в кратком изложении христианской пансофии дадим очерк нашего опыта в той скромной надежде, что бог через других откроет в свое время большее.

Исправление I.24. Отметим между тем три положения:

  1. Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  2. Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.

III. Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало достаточно ясным, как разнообразно его применение…

[свернуть]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *