Поощрение и наказание ребенка в семье

Поощрение и наказание ребенка в семье

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

  НАКАЗАНИЕ

 Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится: это помогает добиться желаемого и дисциплинирует ребенка. Но не следует ими злоупотреблять, поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-нибудь, либо назло.

К чему это может привести?

  • к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком;
  • постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребенка; он будет бояться самостоятельно принимать решения и браться за новое дело, так как у него будет преобладать мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха».

Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания:

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  • За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
  • Недопустимо запоздалое наказание: когда ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя месяц, полгода или даже год после их совершения. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  • Ребенок не должен панически бояться наказания. Он просто должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Если отношения родителей с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  • Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. 
  • Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. 
  • Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
  • Также ни в коем случае нельзя наказывать едой; применять физическую силу; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком или бранными словами

Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

  • когда он болеет;
  • перед сном и сразу после сна;
  • во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально “проглатывает” негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
  • во время работы и игры;
  • непосредственно после душевной или физической травмы;
  • когда ребенок искренне старается что – то сделать, но у него не получается;
  • когда сам родитель находится в плохом настроении.

 

ПООЩРЕНИЕ

В процессе воспитания ребенка необходимо использовать похвалу и поощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение, а похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. В качестве положительного подкрепления для ребенка может выступать: внимание и ласка со стороны взрослого, похвала, положительные эмоции, которые малыш получает.

Но поощрение – это своего рода искусство воспитания, и оно может быть как «полезным», так и «вредным».

Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, можно избежать многих ошибок.

  • Не следует хвалить ребенка за то, что ему дается легко (за то, что дано ему природой).
  • Вредно захваливать ребенка без всякой необходимости и неискренне. Это обесценивает похвалу. Это может привести к развитию эгоизма и чувства превосходства над другими.

Если вы хотите похвалить ребенка, к примеру, за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящий художник растешь!» – ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовал, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыл. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

  • Похвала и поощрение должны производиться вовремя. Они не должны как запаздывать, так и даваться слишком быстро. Похвала, данная вовремя, приведет к концентрации усилий, а запоздалое подкрепление не будет иметь должного эффекта.
  • Важно хвалить конкретный поступок ребенка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм.

«Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!» Ребенок может почувствовать тревогу – ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения. Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением. Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. 

  • Нельзя ставить одного ребенка в пример другому. Ругая одного и хваля другого, вы тем самым навязываете его пример первому, противопоставляете их друг другу. Это может вызвать у них негативизм, нездоровое соперничество, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха. А в семьях, где детей несколько, родители должны особенно следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды
  • Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

Дорогие родители! Будьте мудрыми и терпеливыми в воспитании своих детей, проявляйте к ним свою любовь и заботу, не скупитесь на похвалу.

Желаем вам успеха!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *