Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте
Уважаемые родители НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте!!!
Как мы можем видеть в игре особенности развития мышления ребенка?
- Сюжет
В отличие от периода раннего детства, дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры. В раннем детстве детям свойственна предметная игра — ребенок отрабатывает одно действие и может механически повторять его, практически не меняя деталей. Например: девочка играет в кормление малыша (куклы). Она множество раз «предлагает» ему «еду», и «ест» за него, т.е. озвучивает («ням-ням» и т.п.). Это может продолжаться сколь угодно долго без изменений, меняется только «меню» — те предметы, которые используются в игре. В раннем детстве ребенок организует пространство, отрабатывает действия, его целью является манипуляция предметами. В дошкольном детстве ребенок подчиняет пространство ИДЕЕ, его целью является развитие сюжета и проигрывание различных ролей.
Обратите внимание на то, может ли ваш ребенок:
- самостоятельно придумать сюжет (как правило, на основе проигрывания услышанных произведений, разыгрывания бытовых сценок из повседневной жизни, осуществлении своих ожиданий (как то — хочет пойти с друзьями на прогулку, играет в это));
- самостоятельно развивать сюжет (его игра уже не строится на одном действии, как прежде. сюжет «обрастает» множеством ответвлений, детали изменяются. игра изо дня в день меняет характер и оформление, сюжет не статичен, меняется его наполнение. даже одна и та же игра (например, в строительство дома) раз от раза немного варьируется);
- развить предложенный сюжет (например, товарищами по игре или взрослым).
Также важно, чтобы сюжет имел начало («зачин» игры), развитие (то, что происходит в игре), и, в случае необходимости, логическое завершение. «В случае необходимости» — поскольку игра может продолжаться много дней, начинаясь с одного и того же момента. Если же игра завершается, то сюжет тоже должен как-то заканчиваться.
- Предметы-заместители.
Умение играть с предметами-заместителями крайне важное и необходимое для развития фантазии и воображения. Именно они помогают становлению наглядно-образного мышления, делают его полнее и ярче. Конечно, не стоит отбирать у ребенка все игрушки. Но не нужно загружать детскую всеми предметами, которые могут понадобиться в игре. Наоборот, старайтесь «вызывать» ситуации, в которых ребенку будет необходима именно та вещь, игрушечного эквивалента которой нет в доме. Чем больше функций берет на себя один и тот же предмет, тем лучше. То есть, вот эта коробочка в зависимости от сюжета превращается то в ящик с кладом, то в сани Емели, то в какой-то другой нужный предмет. Чем больше «ролей» у одного и того же предмета, тем лучше.
Выбор предмета-заместителя основан на ассоциации, то есть, чем смелее и отдаленнее ассоциация, тем эффективнее работает воображение и, следовательно, мышление.
- Умение играть без игрушек.
У современных детей оно, к сожалению, в большинстве случаев не проявляется — нет таких ситуаций. Но постарайтесь их организовать! Когда выезжаете на природу, «забудьте» игрушки, покажите, что за красоту можно устроить из листиков и камушков, и т.п. Это совсем не то же самое, что игра с предметами-заместителями! Может ли ваш ребенок чем-то заняться, сидя в пустой песочнице, даже без лопатки? Может ли он придумать игру, сидя в автобусе, и глядя в окно?
Умеет ли он играть на лужайке, без единой игрушки? Мы очень часто попадаем в ситуации, когда наблюдаем детей, мающихся от скуки на детской площадке, заполненной самыми разными «лазилками» и развлечениями. Не говоря уже о том, что дети совершенно не знают, что делать с песком, если нет специальных формочек.
- Роли.
Поскольку игра сюжетно-ролевая, обращайте внимание на то, как ребенок умеет:
- назначить роли;
- соответствовать выбранной роли;
- если детей несколько — придумать и распределить роли на всех.
- Правила
К концу дошкольного возраста формируется произвольность всех психических процессов и сознательное управление поведением. Наблюдайте, способен ли ребенок усвоить и соблюдать известные ему правила игры. Более того — если это новопридуманная игра, может ли он разработать ее правила и ясно до всех донести?
- Умение играть с партнерами.
Обращайте внимание насколько эффективно ребенок строит взаимодействие с партнерами в игре? Может ли он найти компромиссы в игре, учитывать чужие границы и соотносить свою роль с ролями окружающих?
- Умение играть без партнеров.
Важно, что игра одинаково развивается с реальными или же выдуманными партнерами. Умеет ли ваш ребенок играть с воображаемыми партнерами, или, оставаясь в одиночестве, не сможет играть вообще? (Совсем необязательно выдуманные партнеры должны всегда заменять настоящих, но иногда они могут появляться и это тоже хороший показатель).
Таким образом, можно смело говорить, что игра занимает основную часть в жизни и развитии дошкольника. В процессе игры происходит формирование многих важных качеств ребенка, развиваются его способности и навыки.
Игра очень важна в подготовке ребенка к будущей взрослой жизни, чтобы она была интересной, счастливой и полной. Недаром в дошкольных образовательных учреждениях игра — это важная и неотъемлемая часть содержания и организации образовательного процесса. Включение в этот процесс разных видов игровой деятельности расширяет знания детей, возможности познания окружающего мира и основ взаимодействия в нём. Всё это способствует дальнейшему успешному развитию и жизни ребенка в целом.