Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?
В первую очередь не забываем о старых и надежных способах поддержания здоровья ребенка
Это соблюдение режима дня: сон не менее 9 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения.
Детям бывает сложно привыкнуть к режиму, рано просыпаться, вовремя засыпать. Родителям нужно стараться создавать по утрам добрую, спокойную атмосферу, без криков «скорее, опаздываем, поторопись!» Будить ребенка надо несколько заранее, чтобы он успел прийти в себя, позавтракать, без паники дойти до школы, пообщаться с одноклассниками перед уроком.
Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка прогулки на воздухе! Родители часто сетуют на то, что ребенку некогда гулять, или не с кем, или некогда родителям, или… Можно найти сотню причин и объяснений, но ответ в любом случае будет однозначным – исключить прогулку из режима дня школьника нельзя!
Рекомендуется ужинать нужно за 2 часа до сна – это лучшая профилактика бессонницы, плохого, беспокойного сна у первоклашек. Если вы думаете, что активный ребенок успеет проголодаться за это время, за полчаса до отхода ко сну можно предложить ему стакан молока или какао с маленькой булочкой, или немного фруктов. Перед сном полезно, чтобы комната, в которой спит ребенок, была хорошо проветрена.
Давайте возможность получить ребенку опыт самостоятельной работы
С первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе – это самая главная цель родителей на этой первой, важной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность. Имеется ввиду возраст 7 -8 лет. С самого начала не стоит делать уроки с ребенком или, тем более, за него. Достаточно пару раз посидеть с ним рядом, и он к этому привыкнет на все ближайшие годы. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, мотивируя это тем, что взрослых не было дома. Или тому, что ребенок прослушал объяснения учителя на уроке. А зачем? Папа вечером все объяснит заново. Или тому, что в один прекрасный момент услышите такие аргументы, как «а ты мне этого не объяснял» или «а ты сама неправильно решила». Вы сами дали в его руки железное алиби всех его неудач в школе. Не надо поддаваться на уговоры о помощи и тем более, самим навязывать свою помощь. Это заставляет ребенка поверить, что он сам абсолютно беспомощен. Попробуйте сразу объяснить ему, что у вас есть работа, в которой вы разбираетесь, а у него — учеба. И каждый отвечает за свое дело.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений
Первый класс – это не только учебный процесс, это новый коллектив, налаживание отношений, поиск приятелей. И не всем это с легкостью удается. Ребенок должен знать, что может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Очень важно, чтобы он мог поделиться с Вами тем, что происходит у него в школе. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно – проводите вместе больше времени, гуляйте, готовьте или убирайте дом, делитесь тем, что происходит у вас в жизни, спрашивайте совета, интересуйтесь его мыслями и увлечениями.
Самая большая помощь, которую могут оказать родители, — это разговаривать с ребенком, помогать советом, рассказать ему о себе, своей школе, учительнице, одноклассниках, вселять уверенность, что все получится.
Учите ребенка правильно реагировать на неудачи
Школьная жизнь – это не только четверки и пятерки, но и неудачи. Конечно, необходимо объяснять первокласснику о том, что неудача – это не конец света, и что у него обязательно будет возможность лучше подготовиться и исправить эту ситуацию. Транслируйте ребенку известную истину: «Без поражений – нет побед!». Справиться с этим чувством отлично помогают игры – настольные игры или игры на свежем воздухе. В случае проигрыша помогите ребенку справиться с разочарованием. Предложите сыграть еще разок, отмечайте по ходу игры его успехи, приободряйте надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
Приучайте ребенка правильно выполнять домашнее задание
Заведите за правило маленький перерыв, «физкультминутку» – рекомендуется каждые 30 мин. и можно под музыку. Приучайте ребенка каждые 15 минут менять позу. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить напряжение и отдаляет усталость.
Нельзя начинать выполнять домашнее задание «кавалерийским наскоком» – с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать нужно с несложных и непродолжительных по времени заданий, быстрое их выполнение заставит первоклашку убедиться в собственных силах и способностях. После этого нужно переходить к более сложным, ну а последним, на спаде общей работоспособности, сделать еще одно легкое задание. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном из-за большой нагрузки настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба.
Сохранить бодрое настроение и не позволить ребенку «опустить руки» – основная задача родителей на первом году учебы!
Приучайте ребенка реагировать на вопросы не сразу, а спустя какое-то время
Важно преодолеть импульсивность детей, присущую дошкольному возрасту: «Не спеши ответить, подумай». Педагоги отмечают, что дети отвечают на уроке лучше, если не торопятся. Порой учителя тратят время на то, чтобы сформировать у первоклассников привычку отвечать, подумав, без лишней спешки. Поиграйте с ребенком в игру «Вопрос – ответ», в которой отвечать на вопрос можно спустя определенное время (20-30 сек.), первое время можно по сигналу (зажигается лампочка, или звучит звуковой сигнал – свисток, колокольчик).
Не перегружайте ребенка кружками, секциями, чрезмерно ранним обучением иностранному языку. Всему свое время! Задача первоклассника – адаптироваться к школе. Любая перегрузка может повредить нормальному обучению, истощить неокрепшую нервную систему ребенка.
Развивайте мелкую моторику рук – это необходимое условие для успешного овладения письмом. Все виды деятельности ведущей руки (шнуровка, рисование, лепка, работа с мозаикой, пазлами, игрой «Лего», бытовые манипуляции на развитие мелкой моторики) полезны не только для формирования красивого каллиграфического почерка и беглого письма. Они также важны для формирования связной речи и мышления, так как речевые центры в коре головного мозга располагаются очень близко от центров, отвечающих за движения ведущей руки ребенка.
Устраивайте праздники
Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно.
Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Не забывайте, что духовное и физическое здоровье ребенка зависит от контактов со всеми, кто работает в школе
Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддерживайте своего учителя. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.
В целом, хорошая адаптация ребенка к школе — это результат совместных действий самого ребенка, его родителей и учителя. Очень важно, чтобы в начальных классах ребенку было хорошо и комфортно, чтобы он почувствовал вкус и интерес к познанию, силу своих способностей и возможностей.
Статья подготовлена по материалам из открытых источников