Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух и более людей, состоящих в обмене между ними информацией».
Также психология относит потребность в общении к основным базовым потребностям человека.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и других участников педагогического процесса, принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А.Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.
И, напомним: традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным относятся слова; к невербальным – жесты и мимика, дистанция, позиции общения, поза и др.; к паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонация, паузы и т.д.
В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт. С чем это связано и что надо знать, чтобы этого избегать?
Если группе людей дать задание посмотреть за окно и одной короткой фразой сказать о том, что увидели, ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя за окно? Например: «Я чувствую», «я слышу», «я вижу». Фраза должна быть максимально короткой. То каждый выскажется в удобной для него форме. Кто-то начнет со слов: «Я вижу…», кто-то – «Я слышу…» или «Я чувствую». Все зависит от канала восприятия. Понимание особенностей восприятия информации очень важно для педагогов в работе с учащимися и при общении с родителями.
Психологи выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы«, «аудиалы«, «кинестетики«. К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам«. Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками«. Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип — «дискреты«. «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех, и других, и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории.
Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий вид восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, учеников) и наладить конструктивное общение с ними.
Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
Внешние проявления поведения | «Визуалы» | «Кинестетики» | «Аудиалы» | «Дискреты» |
Слова | Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу | Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий | Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих | Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы |
Поза | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты | Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены | Голова наклонена вбок | Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова |
Телодвижения | Движения скованы, судорожны | Движения свободные, плавные | Движения то скованы, то свободны | Движения не гибкие |
Дыхание | Высокое, грудное | Низкое, брюшное | В полном объеме | Ограниченное |
Тембр, сила, темп голоса | Высокий, чистый, быстрый, громкий | Низкий, медленный, мягкий | Мелодичный, ритмичный, меняющийся | Монотонный, прерывистый, густой |
Направление взгляда | Над окружающими | Под окружающими (снизу вверх) | Глаза опущены | Смотрит над толпой |
Особенности взгляда | Посмотрит, чтобы услышать | Скорее прикоснется, нежели посмотрит | Чтобы услышать, не смотрит | Никакого зрительного контакта |
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) | Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным | Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным | Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела | Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым |
Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими (в связи с этим «визуалов» зачастую воспринимают за гордецов). Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно конспектируют сказанное педагогом. В случае, если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на какие-либо вопросы, то следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде.
Поскольку «визуалы» большое внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету для конкретного случая одежду, педагогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно, выбирая детали костюма. Имидж педагога играет важную роль для родителя-«визуала», очень наблюдательного в мелочах. Большое значение при подготовке к встрече с родителями-«визуалами» имеют также обстановка и порядок в кабинете, в котором предполагается проводить беседу.
Родители, относящиеся к категории «аудиалов«, встречаются достаточно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с учителем или воспитателем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим…» или «Выслушайте меня…» и др.
В некоторых ситуациях решения проблем в коллективе педагог может использовать ролевые игры, в процессе которых родители-«аудиалы» способны в большей степени проявить свои способности.
Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи. Если педагог объясняет такой маме или папе способ решения задачи или выполнения упражнения, лучше не давать долгих устных инструкций, а совместно выполнить 1-2 задания.
Общаясь с родителями -«дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.
Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, используя их активный словарь — важный фактор успешного общения педагога как с коллегами, так с детьми и их родителями.