Уверенность в себе: как развивать самому и воспитать у ребенка?

Каждый родитель желает видеть своего ребенка успешным: чтобы он получил главную роль в спектакле, выиграл в творческом конкурсе или спортивном состязании, получил хорошие оценки – одним словом был замечен и отмечен. Нередко родителям кажется, что отсутствие ярких успехов у ребенка – следствие невнимательности педагога или каких-то других несправедливостей. И такое тоже бывает, но гораздо продуктивнее посмотреть на ситуацию с другой стороны. Какие качества необходимы для успеха? Что могут родители совместно с педагогами сделать для развития этих качеств у ребенка?

Уверенность в себе – то качество, без которого не возможен успех. Уже в дошкольном возрасте проявляются первичные навыки уверенного поведения. Одни дети выглядят раскрепощенными и уверенными в себе, говорят громко и выразительно, имеют подвижную мимику, легко идут на контакт, не склонны к агрессии… (А вы знали, что агрессия – это тоже признак внутренней неуверенности?) Другие стесняются проявлять себя, говорят тихо, предпочитают одиночество.

По мнению некоторых специалистов, воспитание у ребенка уверенности не должно быть самоцелью родителей. Уверенность в себе – такое качество, которое глубоко укоренено в личности. Его невозможно воспитать поверхностными методами. Поэтому внимание должно быть направлено прежде всего на те сферы, с которыми связано формирование этого качества, и только потом – собственно на поведение ребенка.

Обратите внимание на свое общение с ребенком. Высказывания типа: «у тебя не получится», «я так и знал, что ты не справишься», отсутствие поддержки, невнимание к потребностям ребенка, к его желаниям, просьбам и мнению, постоянный акцент на неудачах и игнорирование мелких побед – все это подрывает веру в себя.

Очень важны и отношения между родителями. Дети тяжело переживают конфликты между мамой и папой, даже если не замешаны в ссорах и не являются их свидетелями. Напряженная обстановка в семье формирует страх, ощущение непрочности мира, собственной беззащитности и беспомощности. Отсюда и неуверенное поведение в социуме.

Изменить микроклимат в семье – задача совсем не простая. Но уже сегодня можно сделать простые шаги, изменить свое поведение хотя бы в малом:

  • умейте слушать и слышать свои желания: если находитесь в магазине или кафе с ребёнком, выбирайте товары или делайте заказ быстро;
  • принимайте свое и чужое решение без всяких сомнений типа: «А может, надо было…»;
  • при неудачах избегайте выражений: «Я так и знала!», принимайте любой исход событий спокойно, так как вы сделали все, что могли, и получили опыт;
  • минимизируйте модели поведения, в которых у вас нет выбора. 

Это образец уверенного поведения, который важно демонстрировать своим детям. Кстати, это полезный тренинг и для самих взрослых, которые, начав практиковать такое поведение, действительно могут почувствовать себя увереннее. Если вы почувствуете себя лучше, то и микроклимат в семье, пусть не кардинально, но тоже начнет изменяться к лучшему.

И помните! Уверенность в себе, как у детей, так и у взрослых, связана с самооценкой. Чем в основном занят ваш «внутренний голос»? Если самокритикой и самообвинением, срочно гоните от себя эти мысли! Для начала просто достаточно научиться их отслеживать и заменять на противоположные фразы, какими бы неуместными и нелепыми они ни казались. Вместо: «У меня опять ничего не получается!» — скажите себе: «Я справляюсь». Даже если вы только что допустили серьезную ошибку.

Оберегайте свою самооценку от чужих нападок, если чувствуете, что она неустойчива. Если вас кто-то в чем-то обвиняет, не стоит слишком активно защищать свою позицию. Излишне эмоциональные выпады против оппонента свидетельствуют как раз о неуверенности в себе. Если вы чувствуете, что не готовы сохранять спокойствие в споре, постарайтесь прервать разговор и вернуться к нему позднее, когда почувствуете себя лучше.

Если вам удастся хотя бы немного укрепить свою самооценку, то вы заметите, что вам стало гораздо легче принимать недостатки и неудачи своего ребенка. Почему? Неуверенный в себе родитель настолько склонен к самообвинению, что любое несовершенство своего ребенка он тут же воспринимает как повод упрекнуть себя. Этот коктейль из подавленного, почти неосознанного чувства вины и гнева отравляет и детей, и взрослых. Защитной реакцией нередко бывает обвинение третьих лиц: учителей, педагогов, всей системы образования, здравоохранения и пр.

Эрик Берн предположил, что все мы делимся на четыре группы, исходя из наших внутренних я-состояний.

1 позиция: «Я Хороший – Ты Хороший». Эта позиция основа на принятии себя и окружающих, без попыток кардинального изменения. Данная позиция считается оптимальной и определяет здоровое самочувствие, а также ассертивность – уверенность в себе.

2 позиция: «Я — Хороший, Ты – Плохой». Это нарциссическая позиция, возвеличивающая личность и принижающая мир вокруг личности. В этой позиции с принятием плохо и результат соответственный: наделяя мир негативными свойствами, человек в конкретном мире страдает. Данная формула болезненна и требует исцеления.

3 позиция: «Я — Плохой, Ты – Хороший». Эта известная позиция жертвы. В этой позиции человек уничижает себя и, конечно, мучается, страдает. Принятие себя здесь отсутствует. Формула нездорова.

И 4 позиция: «Я — Плохой, Ты – Плохой». Депрессивная позиция, без веры и перспектив. Принятие выключено. Самая печальная формула.

К какой бы позиции вы себя отнесли? 

Дети как правило наследуют я-состояние родителей. И только первое из перечисленных связано с таким качеством, как уверенность себе.

Создавайте для себя ситуации, в которых вы чувствуете себя хорошо. Ищите ситуации успеха для своего ребенка. В этом вам помогут некоторые игровые приемы для формирования уверенности.

Дерево успеха. Нарисуйте большое дерево с длинными ветками и повесьте на стену. Это дерево гордости. По мере появления детских успехов записывайте их на заранее подготовленных фруктах из картона и приклеивайте на дерево. Пусть ребенок сам решает, куда приклеить достижение, что оказалось важнее: победа в конкурсе и приготовленный пирог. Отмечать нужно всё.

«Я узнал и научился». В конце каждой недели анализируйте свои достижения с помощью игры. Передавайте друг другу мяч со словами: «я узнал, что…», «я научился…». Пусть ребенок осознает, как растет и меняется вместе с вами.

Коробка успеха. Сейчас это называется портфолио. В коробке: первые рисунки и поделки, грамоты и сертификаты, любые вещи, которые напоминают об интересных событиях и успехах. Разрешайте ребенку наполнять эти коробки, разглядывать содержимое и показывать другим.

Дополнительное образование – прекрасная возможность пополнить «коробку успеха», проявить себя с лучшей стороны, порадоваться за ребенка. Но, конечно, только в том случае, если сфера деятельности выбрана правильно и на начальных этапах удалось достичь взаимопонимания с педагогом. Если есть достаточно ресурсов, чтобы преодолеть посильные сложности, и достаточно мудрости, чтобы отказаться от чрезмерных нагрузок.  Но это уже отдельная тема для разговора. Мы к ней обязательно обратимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *