Как не потерять голову при подготовке к ЕГЭ
Tagged Tags: ,

Единые государственные экзамены – важный для одиннадцатиклассника этап. Третья четверть подходит к концу, и все, кто сдает ЕГЭ все больше переживают и тревожатся. Что делать, чтобы избежать паники? Освоить техники эмоциональной саморегуляции.

Психологическую готовность ребенка к экзаменам можно оценить по трем параметрам:

— что ребенок знает об экзамене;

— что он чувствует по поводу экзамена;

— что он уже умеет, что позволит ему успешно сдать экзамен.

Важно обсудить с ребенком подробно каждый пункт, выявить пробелы, постараться их восполнить разными способами: с помощью учителей, репетиторов, самостоятельной подготовки и, конечно, поддержки родителя. 

1 момент. Знания об экзамене помогут сформировать более реалистичные ожидания. Это фактический уровень знаний школьника и успешная адаптация к процедуре тестирования. Прохождение пробных ЕГЭ здесь вам в помощь: подросток запомнит механику, процесс, получит предполагаемый результат. Чем понятнее ученику механизм прохождения экзамена, тем меньше времени тратится на адаптацию к реальному ЕГЭ. Результат пробного ЕГЭ – это шанс проработать темы, которые вызывают сложности: чем лучше отработан и подробнее учебный материал. Здесь возможны консультации у педагогов, репетиторство, а также самостоятельная работа. В самостоятельной подготовке могут помочь интернет-ресурсы.

2 момент. Переживания ребенка по поводу экзамена.

Немаловажное значение имеет психологическая адаптация. Проговорите с ребенком все чувства и эмоции, которые он переживает, но без оценок и критики. Волнение – это нормально, каждому человеку необходимо время, чтобы сориентироваться и выработать конструктивные стратегии решения новых задач. При прохождении пробного ЕГЭ предложите ребенку понаблюдать за своими эмоциями: какие чувства возникают на каждом этапе. Что вызывает напряжение? Страх? Тревогу? Где, наоборот, полегче? Возможно, на каких-то заданиях появляется даже радость: что-то он «угадал» без труда, быстро решил, вспомнил. 

Эмоциональным состояниям важно уделять внимание, чтобы в нужный момент воспользоваться техникой саморегуляции. Например, управление дыханием или техника «5-4-3-2-1». Когда в ситуации эмоциональной напряженности кажется, что теряется контроль над ситуацией, можно сознательно переключить внимание на процессы восприятия. Нужно оглядеться вокруг. Найти пять вещей, которые можно увидеть (например, стол, экзаменационный бланк, книги в шкафу у стены, окно, ручку).

— Обратить внимание на четыре объекта, к которым можно прикоснуться.

— Три звука, которые можно слышать.

— Две вещи, запах которых можно почувствовать.

— Один предмет, который можно попробовать на вкус.

3 момент. Что ребенок уже умеет, что позволит ему успешно сдать экзамен

Это финальный блок подготовки. Опора на прошлый успешный опыт сдачи экзаменов помогает повысить уверенность в собственных силах. Планирование подготовки в течение года, месяца или дня, выбор стратегий при выполнении заданий в контрольных и проверочных работах позволяют развивать и совершенствовать навыки распределения времени и в течение экзамена.

Не менее важно умение организовать оптимальный режим дня. Полноценный отдых способствует созданию физиологического ресурса для эффективной и продуктивной работы. Умение видеть и использовать собственный опыт и навыки тоже становится важным ресурсом для выпускников в подготовке к экзаменам.

Подробнее «Как перестать паниковать из-за ЕГЭ: лайфхаки от психолога» на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/yege/7342598-kak-perestat-panikovat-iz-za-yege-layfkhaki-ot-psikhologa

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *