Родителям

Все, что происходит в жизни родителей, тем или иным образом влияет на детей.

Уважаемый родитель, воспользуйтесь рекомендациями и предложениями по вопросам, связанным с родительством. Родительство – это счастливая, но и порой трудная миссия, которая невозможна без проблем и противоречий. С одной стороны, каждый человек неповторим и уникален, и соответственно требует индивидуального подхода, с другой – есть определенные закономерности в развитии и воспитании детей. И, конечно же, определяющую роль играет сам родитель, его характер, ценности, установки, а также стиль воспитания, которому придерживается. Личность развивается на протяжении всей жизни, постепенно к процессу воспитания присоединяются самовоспитание и саморазвитие, в том числе и в сфере родительства.

Предложения и рекомендации составлены на основании опроса и анкетирования родителей учащихся ДД(Ю)Т.

Выберите степень своего участия в учебно-воспитательном процессе ДД(Ю)Т:

1. Не участвую или участвую «заочно» в связи с потребностями своего ребенка (обеспечиваю ребенка необходимым для занятий, спрашиваю ребенка о его деятельности в творческом объединении, поддерживаю ребенка, смотрю фото, видео, читаю новости в соцсетях и пр.); при этом не посещаю Дворец и лично не общаюсь с педагогом.

Характеристика

Вероятнее всего родителям не свойственно принимать социально желательный облик родителя, активно включаться в социальную деятельность ребенка. В некоторых ситуациях может появляться чувство снижения компетентности в выполнении своей родительской роли. Это может выражаться в проявлении чувства вины, снижения самооценки, появлении чувства собственной несостоятельности, безразличии к домашней работе и детям, снижении значимости достигнутых результатов. Родителям свойственна тенденция к эмоциональному истощению, перенапряжению, утрате интереса к собственным детям и к окружающему в целом, равнодушию. По причине эмоционального выгорания, стрессовых воздействий в отношениях с детьми возможно появление дистанции, пропадает желание быть вовлеченным в жизнь, и даже снижается забота. Вероятно, в настоящее время отсутствует психологический ресурс, необходимый для гармоничных детско-родительских отношений. У отдельных людей даже может прослеживаться отторжение детей. 

В такой ситуации может проявляться недовольство своим исполнением роли родителя, отчуждение к детям, не желание быть вовлеченным в жизнь ребенка. И даже окружающие люди замечают «формальность» их родительства.

Родителям необходимо обратить внимание на восполнение необходимых жизненно-важных ресурсов. Потенциал для восполнения необходимых (позитивных) изменений однозначно есть – через повышение уровня осознанности сложившейся ситуации, понимание социально значимой роли родителя и любви к своему ребенку.

[свернуть]

Рекомендации

Проявите уважение к желаниям ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения. Рекомендуем обратить внимание на следующие арт-технологии (методы арт-терапии, «Карта желаний, «Альбом мечты» учат уважать цели и желания друг друга), которые помогут научиться считаться с желаниями ребенка, «ребенок учится уважению, когда чувствует, что его уважают» (см. Ш.А. Амонашвили, Дороти Л. Нолт).

— Реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте. Постарайтесь заменить директивные формы к воспитанию (приказ и принуждение) на просьбу и предоставление выбора («Сделай, пожалуйста», «ты когда будешь делать домашнюю работу: сейчас или после просмотра мультфильма/прогулки», «Какого цвета тетрадь тебе нужна?»).

— Дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать и формировать поле своей деятельности и предпочтений, основываясь на его собственных предпочтениях и вкусах;

— Постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах. Поощряйте ребенка за проявление положительных качеств, хвалите за успехи. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста это особенно важно, т.к. закладываются основы формирования самооценки. Вовремя замеченные положительные качества личности, успехи ребенка закрепят в нем стремление к дальнейшему развитию и саморазвитию. При этом не ругайте за ошибки. В ситуации неуспеха предложите проанализировать причину ошибки и сделать выводы на будущее. Подбодрите его словами поддержки и веры в его способность справиться с возникшей ситуацией. Предлагаем обратить внимание на технологию – игру «Поддержка», которая поможет развить навыки оказания интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной поддержки и улучшить семейный микроклимат. Игровой тренинг проводит педагог-психолог ДД(Ю)Т. 

— Проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, установите доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя отношения.

— Принимайте участие в предлагаемых формах взаимодействия с родителями в рамках ДД(Ю)Т.

— Используйте методы оптимизации своего эмоционального состояния. Найдите для себя оптимальные способы саморегуляции и снятия стресса. Информацию на эту тему можно найти на сайте ИПВ.

[свернуть]

2. Участвую «заочно» и «очно» в связи с потребностями своего ребенка (обеспечиваю ребенка необходимым для занятий, спрашиваю ребенка о его деятельности в творческом объединении, поддерживаю ребенка, смотрю фото, видео, читаю новости в соцсетях и пр.; посещаю родительские собрания и др. мероприятия для родителей, обсуждаю с педагогом проблемы и успехи своего ребенка, выполняю просьбы педагога поговорить, позаниматься с ребенком и пр.); а также готов помогать (помогаю) в решении организационных вопросов, касающихся деятельности объединения в целом (организация выездов, сопровождение группы детей, подготовка костюмов, реквизита, коллективные закупки родителей и пр.)

Характеристика

Родителям свойственно принимать социально желательный облик родителя , стремление включаться в социальную деятельность ребенка. В некоторых ситуациях возможно эмоциональное истощение, вследствие чего может появляться отчужденность (снижается уровень эмпатии), формализм по отношению к своим детям. При этом внешне стараются демонстрировать умеренную вовлеченность в жизнь и обучение ребенка. 

Одной из причин такого поведения может быть усталость от повседневных забот. Появляется чувство некомпетентности в вопросах взаимодействия с ребенком (семейного воспитания), не готовность сопереживать ребенку. При этом заботятся о своем ребенке, вовлечены в его жизнь и не дистантны с ним (однако неясно в силу ли социальной желательности или своей любви к ребенку). То есть за внешней включенностью возможны трудности в проявлении эмпатии к ребенку

[свернуть]

Рекомендации

Надеемся, что рекомендации, а также приведенные в рекомендациях практики, помогут вам улучшить эмоциональный контакт с ребенком, восполнить необходимый родительский ресурс, гармонизировать свое психоэмоциональное состояние и найти свой баланс во всех сферах жизни (или в семейной и социальной жизни).

— Научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения.

— Реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте.

— Объясняйте свои действия, рассказывайте, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете. Часто дети сопротивляются форме обращения. Современные дети отличаются повышенным чувством собственного достоинства, негативно реагируют на неуважительное отношение. Благодаря этому родители также, опираясь на свое чувство собственного достоинства, выбирают созидательные методы воспитания. При необходимости воспользуйтесь примерами и практическими упражнениями, которые помогут в разных ситуациях сохранить созидательный подход к воспитанию (А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили»).

— Постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

— Проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, установите доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя отношения.

— Используйте методы для оптимизации своего эмоционального состояния. Найдите для себя оптимальные способы саморегуляции и снятия стресса. Информацию на эту тему можно найти на сайте ДД(Ю)Т.

— Принимайте участие в предлагаемых формах взаимодействия с родителями в рамках ДД(Ю)Т.

[свернуть]

3. Участвую «заочно» и «очно» в связи с потребностями своего ребенка (обеспечиваю ребенка необходимым для занятий, спрашиваю ребенка о его деятельности в творческом объединении, поддерживаю ребенка, смотрю фото, видео, читаю новости в соцсетях и пр.; посещаю родительские собрания и др. мероприятия для родителей, обсуждаю с педагогом проблемы и успехи своего ребенка, выполняю просьбы педагога поговорить, позаниматься с ребенком и пр.); а также принимаю участие в организационно-управленческих процессах Дворца (посещаю дискуссионный клуб для родителей, родительские и родительско-педагогические советы, представляю/готов представлять коллектив на общедворцовых мероприятиях и пр.).

Характеристика

Родители отличаются принятием и заботой к своим детям, вовлечены в их жизнь. Такие взрослые стараются проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы. Стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители не склонны к эмоциональному истощению и деперсонализации. Уверены в своем родительстве, чувствуют себя компетентными в родительстве и не истощаются им. 

Однако следует обратить внимание на склонность к симбиотическим отношениям с ребенком, сокращение дистанции с детьми вплоть до того, что родитель может не ощущать, что он и ребенок – отдельные личности, что может вызвать кризис детско-родительских отношений в будущем.

[свернуть]

Рекомендации

Уважаемые родители, благодарим вас за вашу активность в делах ребенка и просим обратить внимание на рекомендации, которые помогут улучшить детско-родительские отношения в области установления благоприятных для гармоничного развития личности ребенка границ. (с родителями) и увидеть новые возможности и перспективы для совершенствования родительской компетентности.

— Важно предоставить ребенку бóльшую свободу действий, разрешить делать ошибки и учиться на них, самостоятельно преодолевать трудности, при этом мотивируя на результат и веря в его успехи.

— Дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать и формировать поле своей деятельности и предпочтений, основываясь на его собственных предпочтениях и вкусах.

— Обратите внимание на свои личные интересы, выходящие за пределы поля Вашего родительства.

— Для установления поддержания контакта и доверительных отношений рекомендуем арт-технологии для семейного воспитания. Арт-терапия и сказкотерапия – экологические методы практической психологии – это хороший ресурс для родителей. Даже если вы устали через арт-терапию и сказкотерапию вы можете успешно и творчески взаимодействовать с ребенком и получать удовольствие от процесса и результата воспитания (почитайте книгу «Ресурсные сказки для усталых мам»). Сделайте упражнение «Карта желаний».

Примечание к упражнению: Вам надо вспомнить о своих желаниях. Порой с головой уходя в семейные будни, взрослые забывают о своих мечтах и целях. Такая практика поможет вам улучшить контакт с ребёнком, способствует конструктивному взаимодействию, научит уважать желания и цели друг друга. Ребенок увидит, что у родителя есть свои интересы и пространство для самореализации, что будет способствовать дальнейшему стремлению к самореализации и достижению целей самим ребенком. Родители также увидят в ребенке личность, отдельную от них самих

[свернуть]

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *