Сценарий кукольной постановки называется кукольной пьесой. Кукловоды используют движения рук для управления такими устройствами, как стержни или струны, чтобы двигать телом, головой, конечностями, а в некоторых случаях ртом и глазами куклы. Кукловод иногда говорит голосом персонажа куклы, в то время как в другое время они выступают под записанный саундтрек.
Кукольный театр – это очень древний вид искусства. Считается, что он возник около 4000 лет назад. Настоящий расцвет кукольного театра начался в V веке до нашей эры в Древней Греции. В этот период появились различные виды кукольных театров. Например, теневой театр, в котором использовались вырезанные фигуры из картона или других материалов. Фигуры проецировались на экран с помощью источника света. Так создавалась иллюзия действия и движения.
Кукольные театры развивались и адаптировались под новые события того или иного времени. В каждой стране появлялись свои новые узнаваемые популярные персонажи. Зачастую они играли роль комических фигур, чтобы высмеивать установившиеся порядки и нормы общества используя сарказм и насмешки. Персонажи кукольных театров черпали вдохновение из басен, легенд и древней литературы. Например, в XVI веке в Италии популярным был Пульчинелла, который с радостью высмеивал обычаи и нравы местных жителей. Его веселые выступления были особенно популярны на карнавалах и народных гуляниях. А в России первые упоминания о народном герое Петрушке относятся к 1609 году. В начале XVIII века кукольный театр начал набирать популярность в разных слоях российского общества. Сначала артисты, представляющие такие шоу, приезжали из других стран, но к концу XIX века уже были и отечественные актеры.
Существует много различных видов кукол. Они изготавливаются из самых разнообразных материалов, в зависимости от их формы и предполагаемого использования. По своей конструкции они могут быть чрезвычайно сложными или очень простыми.
Самыми простыми куклами являются пальчиковые. Они представляют собой крошечные куклы, которые надеваются на один палец. А вот носовые куклы сделаны из носка и управляются путем засовывания руки внутрь носка. При этом открывание и закрывание руки имитирует движение «рта» куклы. Ручная кукла или перчаточная кукла управляется одной рукой, которая занимает внутреннюю часть куклы и перемещает ее.
Марионетки подвешены и управляются с помощью нескольких ниток, плюс иногда центрального стержня, прикрепленного к панели управления, которую держит сверху кукловод. Стержневые куклы сделаны из головы, прикрепленной к центральному стержню. Над стержнем расположена форма тела с прикрепленными руками, управляемыми отдельными стержнями. Как следствие, у них больше возможностей для передвижения, чем у простой ручной или перчаточной куклы.
Однако, не всегда и не везде отношение к кукольным театрам было позитивным. В Китае, например, кукольный театр считался дьявольским и вызывал недоверие и осуждение со стороны общества. А в Европе артистов кукольных театров даже могли арестовать, посадить в тюрьму или сжечь на костре. Но несмотря на некие проявления негативного отношения к кукольному театру, этот вид искусства продолжает жить и развиваться, принося радость и пользу его зрителям. И взрослые и дети с одинаковым удовольствием и интересом смотрят представления, созданные актёрами- кукловодами, мастерство которых творит настоящую магию на сцене. Кукольный театр переносит нас в мир фантазии и чудес.
Синцова Дарья Викторовна, концертмейстер