Наука побеждать
Несколько лет подряд дети Школы раннего развития «Светлячок» Дворца детского творчества Московского района принимают участие в городской игре-конкурсе по истории города «Петербургские приключения» и становятся победителями в различных номинациях.
Легко ли даются ребятам эти победы?
«Быть победителем — это значит преодолевать все трудности и преграды на пути к своей цели».
Как подготовить детей 6- 7 лет к участию в конкурсах, ведь это не простое испытание? В течение всего учебного года дети 6 лет знакомятся с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга, но для участия в конкурсе, этого материала недостаточно, поэтому приходится прибегать к дополнительным способам получения информации. Есть разные приемы, которые может использовать педагог для подготовки детей к участию в конкурсе. Так, педагог Школы раннего развития Киселева Мария Владимировна делится своим опытом:
1. Каждый месяц ребята посещают экскурсии по Санкт-Петербургу. Эффективнее информация о достопримечательностях усваивается во время прогулок, а во время учебных занятий дети внимательно изучают материал и позже, на экскурсиях, подробно рассматривают элементы зданий и памятников. Прогуливаясь по городу, ребята начинают ориентироваться в пространстве: наблюдают, какие здания входят в ансамбль Дворцовой площади или площади Островского, запоминают последовательность цветных мостов на Мойке, понимают, что Памятники Петру I и Николаю I находятся рядом и разделяет их Исаакиевский собор…
2. Дети учат стихи. Много. В стихотворной форме они запоминают фамилии архитекторов, высоту памятников, количество колонн, названия рек и много другое. Например,
Дворцовой площади украсит панораму
столб Александровский- творенье ………. (Монферрана).
Перед вами Летний сад!
Три реки его хранят:
Раз — Фонтанка, Мойка – два,
Три – красавица Нева!
И канал Лебяжий (справка: Все зовут его Канавка).
3. На уроках по компьютерной грамотности ребята самостоятельно делают задания «Ошибки художника»: меняют достопримечательности местами, убирают на них фрагменты или дорисовывают лишние детали. Затем работы рассматриваются и коллективно обсуждаются. Для образца педагог предлагает загадки:
4. Большое внимание педагог уделяет работе с картой города. Дети находят достопримечательности на картах и планах Санкт- Петербурга, обсуждают, как легче запомнить местоположение объектов. В формировании поискового навыка значительную поддержку и помощь оказывают родители. Вместе с детьми они рассматривают карты, ищут нужные здания, улицы, реки, выполняют авторские онлайн-задания по ориентировке на карте, которые готовит для них педагог в программе LearningApps.org :
Прогулка от Адмиралтейства до Аничкова моста
Стрелка Васильевского острова
5. Одним из самых сложных заданий на конкурсе считается задание, где нужно назвать достопримечательность по изображению её фрагмента.
Педагог подготовил целый комплекс заданий по запоминанию фрагментов архитектурных сооружений и памятников города:
Игра «Мемо детали» (авторская разработка) изготовлено по темам:
- Петропавловская крепость,
- Стрелка Васильевского острова,
- Дворцовая площадь,
- Адмиралтейство, соборы.
Игра позволяет запомнить название скульптур, барельефов, архитектурных элементов и достопримечательной, на которых они находятся.
Игры и викторины в программе LearningApps.org
Фрагменты:
Найди пару. Данная игра интересна тем, что нужно соединить не здание и элемент, а два элемента, принадлежащих одному объекту. Выполнить его могут дети с более глубоким уровнем подготовки:
6. Знакомство детей с этикетами и правилами поведения в общественном транспорте, в музее или в театре. Также важная составляющая подготовки детей в конкурсе. Ребята учатся четко выражать свои мысли, учатся строить фразы, начиная со слов: «Настоящий петербуржец никогда не…» или «Настоящий петербуржец …»
Например: « Настоящий петербуржец никогда не будет разговаривать во время спектакля», «Настоящий петербуржец обязательно уступит место пожилому человеку».
7. Одним из самых сложных и трудоемких конкурсных заданий является доклад о достопримечательности, которую дети прежде мы не изучали на занятиях. Вместе с родителями дети исследуют выбранный объект, подбирают картинки, делают слайды, ищут интересные факты, легенды и потом, как истинные любители города, делятся с другими ребятами своими знаниями.
Действительно, путь к победе сложный, но очень интересный. Подготовка к конкурсу требует много сил, но благодаря ей, дети и родители проводят много времени вместе. Взрослые видят, как много узнали их дети, гордятся ими и стараются помочь ребятам полюбить город ещё больше. Без участия и поддержки взрослых дошколятам не обойтись, поэтому мамы и бабушки- это тоже своего рода конкурсанты, а не просто болельщики или «запасные» игроки, а дружная команда — залог успеха! Вместе нам всё по плечу!
Мария Владимировна Киселева, педагог дополнительного образования, Школа раннего развития, ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района