В современном мире – мире огромного объема информации бывает трудно выделить главное, рациональное. И чтобы облегчить жизнь, были придуманы интеллект-карты (ментальные карты).
Интеллект-карты (англ. mind maps) – инструмент, позволяющий быстро и просто структурировать любые потоки информации в особом графическом виде.
Метод может называться по-разному (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей), но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями.
Интеллект-карты являются удобным способом развития мышления, решения творческих и житейских задач, конспектирования, запоминания информации.
С помощью «интеллект—карт» можно структурировать любой материал — от списка литературы до учебного плана.
Автором методики в ее современном виде и термин «mind map» предложил британский психолог, консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Он же разработал основные принципы построения таких карт:
- Центральный образ или идея
- Ответвления от основного элемента
- Иерархическая структура (от общего к частному)
- Использование ключевых слов, символов, рисунков
- Ассоциативные связи между элементами
Можно использовать правила «Домика» (см. книгу «Интеллект- карты от А до Я», автор: Рената Кирилина).
- Цвет. Интеллект—карта рисуется в цвете. В разных цветах. Каждая ветка— в новом цвете. Можно использовать цвета радуги.
- Иллюстрации. Важно использовать графические образы.
- Разная толщина и плавность линий.
- Печатные буквы. И мало текста. Только важные и якорные слова.
- Необходимо считать количество элементов в карте.
Преимущества интеллект-карт:
- Наглядность
- Структурированность информации
- Запоминание больших объемов данных
- Развитие креативности и генерация идей
- Возможность детализации и разукрупнения элементов
Переходим к практике
Для того, чтобы составить ментальную карту, не нужно много усилий и средств, достаточно ручки, листа бумаги и желания.
Дополнительные рекомендации по составлению ментальных карт:
- Начинаем с «мозгового штурма». На листе бумаги размера А4/А3 нужно записать абсолютно все мысли, идеи, ассоциации, которые связаны с главной проблемой (записываются абсолютно все идеи и образы, не подвергая критике).
- Рисуем саму интеллект—карту. В центре листа, расположенном горизонтально рисуют главное понятие. От главного понятия на ветвях рисуют основные понятия, связанные с главной темой. Их нужно выбрать из тех ассоциаций, которые появились во время «мозгового штурма» на первом этапе. В свою очередь, основные понятия продолжаются другими ветвями, на которых располагаются те понятия, которые раскрывают их смысл. Ветви, на которых написаны главные понятия должны быть шире, чем их разветвления. Слова нужно стараться писать горизонтально, от этого зависит четкость восприятия карты.
- На данном этапе карта откладывается на период от двух часов до двух дней. Это способствует закреплению главного образа и основных понятий в сознании.
- Продолжаем рисовать карту – придавать эмоциональную выразительность. Для ассоциаций создаются различные яркие образы, используют различные цвета. Графические образы (символы или рисунки) обязательны для центрального и основных понятий, хорошо, если они будут объемными, четкими. Каждое слово должно аккуратно располагаться на отдельной ветви, поэтому ее длина должна соответствовать длине слова. Важные блоки можно разграничивать с помощью линий в участки, для того, чтобы карта была предельно ясной. Если карта выполнена в одном стиле, показывает уникальные индивидуальные образы, тогда можно говорить о том, что ее легко прочесть и запомнить.
- Заключительный этап — процесс повторного закрепления, когда имеющиеся связи и образы уже сохраняются благодаря свойствам долговременной памяти. Карту можно совершенствовать, дополнять, упрощать или усложнять какими-то новыми разветвлениями, понятиями, идеями.
Можно воспользоваться и онлайн сервисами, такие как: Xmind, FreeMind, Miro, MindManager и др. Все эти программы, позволяют выполнять майндмэппинг в цифровом режиме. Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы.
Сфера применения
Ментальные карты могут применяться в различных областях нашей жизни: от повседневных построений планов на день до решение сложных творческих задач.
Данные схемы незаменимы в учебном процессе. Изучение и понимание материала можно ускорить, если представить основные мысли и идеи в древовидной форме, отображается их связь.
В процессе обучения ментальные карты могут использоваться в следующих целях:
- Как удобный способ конспектирования, структурирования учебного материала
- Эффективный способ запоминания, который применяется при подготовке к практическим занятиям, докладам, выступлениям и др.
- При изучении языка
- При мозговых штурмах
- При планировании действий и решения проблем в разных областях действительности.
Интеллект—карты продолжают развиваться и набирать популярность во всем мире. Они помогают как с решением повседневных задач, так и с целями в профессиональном плане. Интеллект-карты могут заменить тысячу слов.
Книги по теме:
Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. Автор: Бьюзен Тони
Интеллект-карты от А до Я. Авторы: Кирилина Рената, Кирилин Сергей
Использование интеллект-карт в учебном процессе. Авторы: Петр и Раиса Ивановы