В предновогодней суете порой нет времени на то, чтобы обернуться назад и посмотреть, что же важного было сделано за прошедший год.
А вы успели подвести итоги 2023 года?
Здорово, если это так! Но даже если вы не успели это сделать, то именно сейчас — самое время!
Подведение итогов года в правильной форме способствует выработке гормона счастья — серотонина. И человек с нормальным уровнем серотонина ощущает физическую и психическую активность. А это означает, что чем выше уровень серотонина в организме, тем выше и уровень самореализации личности. Это объясняется биологическими процессами.
Бывает, что часть успехов и достижений мы забываем, и кажется, что в прошедшем году не было ничего примечательного.
Однако это не так.
Начиная с дошкольного возраста человеку важно научиться замечать результаты своих трудов, ведь именно это поможет двигаться в правильном направлении в будущем году и не растрачивать силы впустую.
Тем более, что для детей каждый год обязательно приносит новые навыки, знания, опыт, и об этом очень важно говорить.
Подведение итогов года поможет ребенку:
— Увидеть связи между событиями.
— Проанализировать и оценить произошедшее.
— Выразить свои эмоции.
— Поставить новые цели.
— Укрепить отношения между ребенком и родителями.
А вот и 3 способа подвести итоги года с ребенком:
1. Игра.
Как мы помним, игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. А значит с одной стороны, ребенку будет легче рассказывать о своих впечатлениях от года, с другой — необычный формат добавит значимости.
Например, можно организовать пресс-конференцию и пригласить на нее игрушки, важные для малыша. На конференции, за столом, перед импровизированным микрофоном, вы с ребенком будете рассказывать об итогах года, а игрушки — задавать вопросы.
2. Пазл с итогами года. Нужно взять лист картона, нарисовать на нем контуры пазла и разрезать его. Затем вместе напишете или нарисуйте на каждом кусочке то, что было важным для вас в этом году, и соедините их. Если нужно, пазл можно украсить цветной бумагой или сделать с одной стороны цельный рисунок, а итоги писать на оборотной стороне.
3. Велосипед достижений.
Нарисуйте вместе с ребёнком велосипед с большими колесами. На колесах должны быть спицы (от 4 до 12 штук). В центре колеса ставим цифру 0, а на конце каждой спицы — цифру 10. Первое колесо будет называться «Чего я хочу больше всего» (это будет план на будущий год), второе – «Что я делал чаще всего». Подпишите каждую спицу так, чтобы два колеса были с одинаково расположенными целями-спицами. Например, «Хочу научиться плавать» (колесо 1, 4-ая спица) – «Я плавал в этом году» (колесо 2, 4-ая спица).
На каждой спице попросите ребёнка отметить от 1 до 10 степень важности цели. Чем выше отметка, тем дальше от центра колеса. Например, на первом колесе: «Насколько мне важна именно эта цель? Для меня важнее научиться плавать или подружиться с Никитой?» На втором колесе: «В этом году я чаще ходил на тренировку в бассейн или играл с Никитой?»
Возможно, что на первом колесе цель научиться плавать будет на отметке 8, а на втором — на 5-ти. Это означает, что сил больше тратилось не на то, что действительно хотелось бы.
Научите ребёнка замечать такие различия и попросите сделать вывод: «Как можно исправить ситуацию?» Объясните, что велосипед поедет вперёд, только если оба колеса и спицы у него будут одинаковые. Если такое планирование вы делаете с ребёнком впервые, то подпишите только спицы первого колеса («Чего я больше всего хочу»), а в конце следующего года подведёте итоги и заполните спицы второго колеса («Что я делал чаще всего»).
Подводить итоги уходящего года важно даже с маленькими детьми. Спрашивайте, чему они научились, как изменились, о чем мечтают. Это помогает детям объективно оценивать свои результаты, видеть хорошее даже в неудачах, учиться ответственности и самоконтролю.
Желаем, чтобы наступивший 2024 год был еще более радостным и продуктивным!