«Слово – самое важное и мощное средство воздействия. Педагогу, если он хочет обладать авторитетом, необходимо в совершенстве владеть выразительной речью». Лихачев Б. Т.
Риторика (от греч. Rhetorike – говорю, оратор), или ораторское искусство, будучи многосоставным понятием, обязательно присутствует в научно-категорийном аппарате других наук, таких, как философия, лингвистика, логика, этика, психология и педагогика.
Риторика прошла длительный путь своего исторического развития, начиная от античной цивилизации в лице древнегреческих софистов, объявивших речь оратора «царицей из всех искусств», до наших дней, когда ораторское искусство демонстрирует свой богатейший, накопленный веками потенциал.
Ораторская речь, являясь одним из живительных источников познания и просвещения имеет исключительно широкую сферу применения в преподавательской практике как в учебно-познавательных целях, так и для достижения максимума эмоционально-воспитательного воздействия на личностную сферу обучаемых.
Большое значение в сущности ораторских умений преподавателя придается его индивидуальным возможностям в плане самооценки, рефлексирования по поводу собственных, профессионально-речевых действий, где ему приходится постоянно задумываться над техническими моментами в построении устного диалога с аудиторией.
Прежде всего, необходимо овладеть искусством грамотного подбора слов и соответствующих фраз; иметь глубокие познания в области обсуждаемого предмета; умело логически преподносить излагаемый материал в его взаимосвязях с общепедагогическими учебно-познавательными задачами; уверенно владеть ситуацией в налаживании контактных взаимоотношений в аудитории.
А также использовать следующие приемы и техники ораторского мастерства:
- Зрительный контакт
Устанавливайте зрительный контакт с различными участниками аудитории, перемещая свой взгляд от одного слушателя к другому. Это поможет создать ощущение личного общения и демонстрировать свою заинтересованность в их мнениях и реакции.
- Заряд энергии и энтузиазма
- Поза и лицо (манера держаться)
- Низкий тембр голоса
- Мелодика речи
- Пауза (держите паузы после ключевых моментов или важных идей, чтобы дать аудитории время на восприятие и размышление)
- Жест владения аудиторией
- Динамические штрихи речи (лучше тише)
- Закон 7 слов
- Истории (использование техник «сторителлинга» в речи и презентациях может преобразить выступление, сделав его более интересным и запоминающимся для аудитории)
- Эффектные начало и конец речи
Распространенные ошибки оратора:
- Бормотание (или «говорение» в проходе)
- Взгляд в пол или потолок
- Слова-«паразиты»
- Отсутствие энергетического посыла
- Поза футболиста или заключенного, наклон вперед
- Сложенные за спиной руки
- Задранный тон голоса
- Мельтешение (много чрезмерной суетливости и излишней жестикуляции)
Помимо подготовки к выступлению, полезно научиться техникам расслабления и контроля над дыханием. Дыхательные упражнения, такие как диафрагмальное дыхание или медитация, могут помочь успокоить разум и снизить уровень тревоги перед выступлением.
Успешность профессиональных действий достигается гармоничным сочетанием в педагогической технике мастера как вербальных, так и невербальных средств общения, способных пробудить в слушателях соответствующие мысли и чувства посредством вовлечения их в совместное эмоционально-осознанное сопереживание.
Статья подготовлена Рудаковой Ю.В. (педагог дополнительного образования, методист музыкально-театральной секции ДД(Ю)Т Московского района)