Гаджеты как помощники

Принято считать, что взаимодействие с гаджетами — это зло. С этим согласятся многие родители и уж точно педагоги. Тем не менее, мы видим детей, играющих на мамином смартфоне (в транспорте, например) или ребят в школе, увлеченно «зависающих» на перемене в планшете. 

Мы не можем полностью оградить детей от мира цифровых технологий, но мы можем взять практику компьютерных игр под контроль, рассказать о правилах безопасного использования интернета и помочь научиться разумно и грамотно их использовать.

Как и любое явление, гаджеты, могут быть не только вредны, но и полезны.

Важно объяснять детям, что гаджеты — это полезное дополнение к нашей жизни и созданы помогать нам. Чтобы научить этому детей, хорошо бы нам обговорить, чем гаджеты вредны, а чем полезны. Можно это сделать на примере воздействия на три важные сферы жизни: здоровье, образование и общение. 

Здоровье

Минус: неконтролируемое использование гаджетов плохо влияет на физическое и психическое здоровье детей. Приведите примеры (ухудшение зрения, расстройство сна, кислородное голодание мозга и т.п.)

Плюс: благодаря гаджетам и интернету современным детям (в частности, подросткам) широко доступна медицинская информация (можно измерять пульс и др. показатели), каналы о спорте и здоровом питании, мобильные приложения ЗОЖ .

Образование

Минусы: «серфинг» по Сети перед сном (или за счет сна) приводит к хроническому недосыпанию, что в свою очередь влияет на самочувствие и концентрацию внимания. Общение в соцсетях, просмотр френдленты, видео и сериалов онлайн часто происходит вместо выполнения домашнего задания. Разумеется, и то и другое снижает успеваемость.

Плюсы: благодаря современным технологиям у школьников  есть доступ к любой информации, интернет-библиотекам, интернет-коллекциям мировых музеев, онлайн-спектаклям и концертам, лекциям и выступлениям мировых экспертов и т. д.

Общение

Минусы: гаджеты позволяют общаться онлайн, чем современные дети с удовольствием пользуются. В результате они меньше выходят на улицу и меньше общаются с ровесниками вживую. В Сети есть риск стать жертвой мошенников и людей с нездоровой психикой. Травля в интернете часто имеет даже более жестокий характер, чем в реальной жизни.

Плюсы: по мнению психологов, говорить на откровенные темы и делиться сокровенным в чате проще, чем с глазу на глаз. Таким образом, гаджеты дают возможность максимально открыться, что, в свою очередь, очень сближает собеседников. Гаджеты и интернет позволяют общаться с друзьями и родственниками, которые живут за границей, а также находить иностранных друзей с целью языковой практики.

«Подлинное увлечениеэто еще и способ относиться к гаджетам как к помощникам, а не как к хозяевам вашего времени, сил, мыслей» ( А. Максимов «Как перевоспитать трудных родителей и другие проблемы, которые должен решать «разведчик» — подросток. — СПб.: Питер, 2017 . — 304 с.: — (Серия «Вы и ваш ребенок»)

Несколько рекомендаций на заметку педагогам и родителям:

  1. Собственный пример

Важно начать стоит с себя: понаблюдайте за собой, выясните, для чего вы сами используете гаджеты и сколько времени проводите онлайн. Расскажите о пользе гаджетов в вашей работе (поиск музыкальных треков, работа с информацией, графическое оформление материалов, общение с родителями в чате — информация о занятиях, концертах). 

  1. Соблюдение баланса

Бывают такие ситуации, когда гаджеты действительно необходимы и способны облегчить задачу (расписание автобусов, заказ такси и т.п.). А иногда — даже если это будет стоить некоторых усилий — обойтись без них можно. Главное, найти в этом вопросе баланс и определить для себя, когда нам действительно нужен гаджет, а когда нет. 

  1. Обязательные табу

Составьте список обязательных табу на гаджеты. Например: с момента начала занятия телефоны выключаются или «переходят» в беззвучный режим, за едой на перемене и т.д. 

  1. Обучение и информация

Покажите ребенку, что гаджет — это в первую очередь не игрушка, а средство получения информации. Познакомьте его с полезными сайтами, каналами, приложениями по вашему направлению. Те же игры могут быть развивающими и познавательными.

  1. Наказание и поощрение

Если мы прививаем идею того, что гаджет — это помощник, а не игрушка, то наказывать и поощрять ребенка гаджетом не стоит. Если у ребенка проблемы с самоорганизацией и тайм-менеджментом, то нужно в первую очередь рассказать ему, как распределять время, управлять волей, успевать с делами и вовремя выполнять обязанности. Вряд ли запрет на гаджет поможет ребенку в этой ситуации.

Статья подготовлена по материалам из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *