Чего хотят наши дети? Смотреть VS слушать.
Много ли времени ваши дети проводят с планшетами, телефонами, телевизорами, за компьютером?
Каковы перспективы стремительного погружения детей в цифровой мир?
Является ли «цифровое благоденствие» благом или таит в себе проблему, препятствующую продуктивному обучению?
Факт 1: гаджеты- довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве инструмент.
Факт 2: уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать, для которых визуальная форма подачи информации стала основной. Школа стремится к удовлетворению «запроса», но формы образования остаются традиционными.
Факт 3: Визуальная форма- более простая для восприятия, поэтому для усвоения информации от ребенка не требуются волевое усилие, умственное напряжение, действие.
Факт 4. Дети, «приученные» преимущественно к визуальной информации испытывают трудности с концентрацией внимания- они две минуты слушают и «выключаются», у них «плывет» внимание- они не приучены к принятой в школе форме подачи информации. Неконтролируемое использование гаджетов оказывают негативное влияние не только на развитие психических процессов: воображения, образного мышления, фантазии, логики, речи, общение, но и на физическое здоровье: качество сна, пищевые привычки, зрение, осанка, тревожность, гиперактивность и т.д.
Факт 5. Главной потребностью детей века цифрового прогресса, по-прежнему, остается живое тесное взаимодействие с заботливым взрослым, а не общение с гаджетом «один-на–один».
Перечисленные факты –только вершина айсберга.
Если мы, родители, создаем такую доступную и удобную, яркую и динамичную «развивающую» среду для ребенка с самых юных лет, не оказываем ли мы им «медвежью услугу»? Задумываемся ли мы о последствиях наших действий?
*** О том, например, что мы сами добровольно формируем из него пассивного потребителя визуального контента. Не деятеля! Не слушателя! Не творца!
*** О том, например, что у ребенка, лишенного возможности слушать сказки из маминых уст, не приученного к чтению книг и живому обсуждению их со своими близкими, неизбежно возникнут сложности с произвольным вниманием и восприятием устной информации в школе.
*** О том, например, что привыкнув мгновенно получать информацию в развлекательном формате «легким движением пальца», мы не только тормозим развитие мелкой моторики, той самой, которая развивает интеллект ребенка, но и создаем почву для грядущей познавательной «ломки», разочарования и скуки в школе. Ведь школьный учитель вашего ребенка- это не «Алиса» и СЛОВО, которое учитель «несет» детям- суть познания, а не готовый ответ. СЛОВО, с которого начинается ДИАЛОГ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВИЯ, САМОКОНТРОЛЬ. Самостоятельные! Свои!
Как помочь ребенку принять «другую» реальность, отличную от той, к которой он уже привык? Как научить его слушать и слышать СЛОВО, понимать его смысл?
Решения есть: одновременно простые и сложные. Воплощая эти решения в жизнь, старайтесь быть последовательными в своих действиях. Будьте реалистами, проявляйте любовь, такт, участие и заботу при обсуждении этой темы с ребенком.
- Организуйте в семье больше живого общения. Создайте возможности для получения ребенком стимулов, необходимых для его развития: чтение бумажных книжек, «аналоговые» игры помогают не только развивать речь и мышление, но и язык человеческих эмоций. Стремитесь быть вовлеченными в разговоры с детьми, концентрируйтесь на чувствах и активно слушайте.
- Во время общения с ребенком убирайте смартфоны из рук, стремитесь создать дома «территорию без гаджетов»: нет девайсам во время еды.
- Обращайте внимание на длительное пребывание ребенка в помещении и вводите в режим дня семьи регулярные прогулки, потому что это лучшая профилактика близорукости. Ведь детским глазам для правильного развития необходимо регулярно наблюдать за далеко расположенными объектами.
- Избегайте «передозировки» экранного времени у детей младше 11 лет (не более 1 часа в день).
- Не спешите предоставлять возможность ребенку самостоятельно управлять количеством экранного времени в своей жизни. Чем позже это произойдет, тем более зрелым будет его мозг, а сам ребенок быстрее научится считывать сигналы усталости от экрана и саморегулироваться.
- Ограничивайте использование детьми гаджетов перед сном (не менее чем за час до сна).
- Помните о том, что длительный просмотр видеоконтента приводит к росту агрессии, увеличивает вероятность конфликтного поведения среди детей, что вряд ли будет способствовать продуктивному обучению.
- Прививайте детям полезную привычку делать перерывы во взаимодействии с экраном. Самым здоровым «диджитал- режимом», вне зависимости от возраста является схема «2 по 20», т.е. когда каждые 20 минут ребенок делает перерыв на «подвигаться, выпить воды, обнять маму и т.д.»
- Отличное средством для гармоничного развития ребенка является совместный семейный досуг- основы для установления доверительных и искренних взаимоотношений, в которых решение любой проблемы является всего лишь задачей.
Как видите, у любой задачи всегда есть несколько решений и, приступая к ним, учитывайте исходные данные. Что вы хотите: «выключить» ребенка девайсами, обеспечив себе временное удобство? Хотите формировать слушателя, активного деятеля, творца или зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию? Решать вам!
Еще больше к теме: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-detey/viewer