SOS: мой ребенок не может без меня делать уроки!
Тема сегодняшнего разговора — выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования, которые все чаще стали встречаться у младших школьников. Иными словами, это явление еще можно назвать учебной несамостоятельностью, которая зачастую вносит разлад в наши отношения с детьми.
Если вы стали замечать, что ваш ребенок:
- не может делать уроки самостоятельно
- вам часто приходится делать уроки «вместе»
Следствием этих двух фактов является закономерная тенденция к ухудшению отношений между родителем и ребенком. Что же делать в ситуации, когда ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы. А ведь очевидно, что самостоятельность не возникает самотеком.
Разберемся с причинами выученной несамостоятельности у младших школьников:
- перенасыщенность школьной программы. Вспомните свое детство: с программой вы, будучи ребенком, вполне справлялись без помощи родителей.
- наблюдается тенденция в таком подходе к обучению, когда родители изначально воспринимаются школой как сопроводительные персоны ребенка и именно родителям! делегируется часть ответственности за результаты обучения
- загруженность учителей, большие классы, отчетность и, как следствие, частое эмоциональное выгорание учителей.
- дефицит профессиональных педагогических кадров на фоне ухода по возрасту поколения учителей, настроенных на формирование самостоятельности
- наличие свободного времени у родителей. Например, мама не работает, сидит с ребенком всю начальную школу и, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной, в т.ч. через совместное выполнение домашних заданий. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.
- «тренд» среди родителей- упор на развитие в ребенке только! интеллектуальных способностей. В результате загруженность детей возрастает многократно, ведь «так делают все!».
Симптомы, по которым вы сможете определить, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью
- Ребенок не помнит сам, что ему задано ведь для этого созданы все условия: учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено. Ребенку не надо ничего планировать, за него это делают взрослые!!!
- Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Причина заключается в том в том, у ребенка очень плотный график организованного развивающего досуга, после которого он не в состоянии ни о чем вспомнить.
- Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время: он не бывает один – мы везде его возим, сопровождаем. Если ребенок опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, время выхода и сколько ему необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.
Классический признак школьной самостоятельности— это когда ваш ребенок способен сам, пусть и поздно вечером, но вспомнить про уроки. Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. Если в первом классе этот навык только формируется, то ко второму-третьему классу он уже должен быть. И помните, что этот навык не возникает самотеком!
Как это все лечить?
- пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости,
- научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки,
- достигнуть договоренности и взаимопонимания с учителем о том, что вы работаете над формированием самостоятельности у ребенка
- запастись терпением, перестать все контролировать и мужественно переживать возможный «вал неудов» на новом пути к самостоятельности ребенка
Безусловно, лечение болезненно, но, когда уже отношения дошли до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в муку и вы не знаете, что еще нужно предпринять, не стоит откладывать визит к специалистам, которые окажут вам квалифицированную помощь.
Не лишним будет еще и подумать о том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек. У этого человека уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.
Не хочется накалять атмосферу, однако, чтобы избежать конфронтации с ребенком в будущем, лучше позаботиться о нем уже сейчас и начать понемногу отпускать контроль, оказывать доверие и развивать в нем самостоятельность. Шаг за шагом. День за днем.