Окончание учебного года – самое подходящее время строить планы на будущее. Каким станет следующий учебный год? Какое направление дополнительного образования или спорта выбрать? Как определить способности ребенка, если он еще слишком мал, чтобы самостоятельно обозначить свои интересы?
Для дошкольного возраста характерны недифференцированные способности и разнообразие интересов. Чем больше видов деятельности ребенок сможет попробовать в этот период, тем лучше. Так ему будет легче определиться в дальнейшем, чем он все-таки хочет заниматься. В младшем школьном возрасте еще продолжается этот процесс поиска, а в подростковом – уже речь ведется о профориентации с учетом ведущих способностей.
Что может помешать процессу самоопределения? Стрессы: человек, переживающий личную драму, мало способен к развитию, особенно если неблагоприятная обстановка становится хронической. Бедность социокультурной среды: все время занято однотипной деятельностью, не хватает ресурсов для содержательного досуга, дополнительного образования, спорта. Нечуткость родителей: если родители настаивают на том, чтобы ребенок занимался тем, чем он не хочет, времени и сил на поиск себя не остается.
Именно от чуткости родителей поначалу зависит, сможет ли ребенок найти то занятие, которое по-настоящему поможет раскрыть его способности и сгладить недостатки. Выбирайте занятия, учитывая психологические особенности ребенка. Так, например, стеснительным детям рекомендуют уроки музыки, которые позволяют развить чувство ритма и слух. Причем речь идет как об игре на музыкальных инструментах, так и о пении – хоровом или индивидуальном. Детям, которые не особенно мягки в поведении: резкие, угловатые – подойдут хореографические классы. Они помогают развить гибкость, ловкость и изящество. Ребенку, который отличается чрезмерной активностью и нервной возбудимостью, рекомендуют различные прикладные виды творчества, направленные на развитие усидчивости и обучающие терпению. Подобного рода увлечения способствуют улучшению мелкой моторики и развивают воображение. Художественные направления отлично подойдут для детей ранимых, с тонкой душевной организацией. Они позволяют ребенку раскрыть себя и проявить свой талант в полной мере.
Современные родители, кроме развития в ребенке творческого начала, стараются не забыть и о его физическом здоровье. При этом выбор подходящей спортивной секции может быть не легче, чем подбор творческих занятий. Опираться нужно, в первую очередь, на таланты ребенка. Но в раннем возрасте довольно сложно определить склонность к тому или иному виду спорта. Выбор лучше делать, когда малышу исполняется пять-семь лет. Учитывайте физические возможности ребенка, его психологические особенности и телосложение. Например, полного ребенка не стоит отдавать на слишком подвижные виды спорта, например, футбол. Таким детям отлично подойдут плавание, дзюдо, атлетика и так далее. Рост также имеет немаловажное значение: высоким детям традиционно рекомендуют волейбол, баскетбол. Для гимнастов же, наоборот, высота является достаточно спорным фактором, который может не позволить заниматься полноценно. Скорость и ловкость или замедленность также влияют на выбор подходящей спортивной секции. Для медлительных детей не подойдут те виды спорта, где требуются быстрые движения, например, хоккей. Спокойный ребенок может заниматься боулингом, шахматами и так далее. Часто секции можно условно поделить и по половому признаку. Так, например, боевые искусства больше подходят для мальчиков, где они могут показать всю свою силу и ловкость. Художественная гимнастика, традиционно, – удел девочек, которые более гибкие и обладают плавными движениями.
К спортивным или творческим занятиям, которые поначалу очень понравились, постепенно может угасать интерес, ребенок может отказываться их посещать спустя несколько месяцев или даже лет. В таком случае родители оказываются в затруднении: стоит ли настаивать? Жаль потраченных сил и времени (а иногда и денег), сложно расставаться с придуманными картинками из будущего, не понятно, чем занять освободившееся время. Каждая ситуация индивидуальна, но чаще всего применимы некоторые советы. Если ребенок еще очень мал: дошкольник или младший школьник – и не успел еще достичь значительных успехов в этом виде деятельности, скорее всего, стоит поискать что-то другое. Возможно, он уже взял от этих занятий все, что ему необходимо, и теперь настало время двигаться дальше, искать себя. В некоторых (довольно редких) ситуациях настойчивость родителей необходима. Например, в тех видах спорта, где ребенку в раннем возрасте приходиться много трудиться, чтобы достичь успеха в будущем. Гимнастика, фигурное катание требуют раннего вхождения. Но если речь не идет о спорте высоких достижений, то во всех остальных случаях стоит оставить надоевшие занятий и поискать что-то новое.
Малышам нужно комплексное развитие – многообразие видов деятельности. Чем старше становится ребенок, тем важнее ему найти то, что будет сопровождать его в течение жизни – как профессия или хобби. Главное, что дают дополнительные занятия – это вера в себя, а она начинается с веры окружающих людей. Для дошкольников – это прежде всего вера родителей, их поддержка, внимание и чуткость. Для детей постарше дополнительное образование и спорт – это возможность найти СВОЕГО Учителя, который, возможно, сыграет важнейшую роль в становлении личности.