«Труд – это краеугольный камень развития ребёнка, поскольку он интегрирует все стороны воспитания, все стороны развития и, самое главное, позволяет ребёнку преобразовывать окружающий мир и в первую очередь самого себя» (Алексей Майер, д.п.н.).
В процессе трудового воспитания у детей формируются представления о труде, отношение к труду и появляется первый опыт трудовой деятельности. Важно отметить, что труд должен соответствовать возрасту, быть посильным и интересным ребёнку:
— от года до трёх – это задачи по самообслуживанию и развитие культурно-гигиенических навыков,
— к 6-7 годам – развитие умения помогать взрослым в быту и доводить начатое дело до конца,
— в 6-10 лет во главу угла встаёт социальная значимость труда – та польза, которую приносит труд ребёнка и его результат другим людям.
Для успешного осуществления трудового воспитания в семье надо руководствоваться достаточно простыми, но действенными рекомендациями педагогов-психологов:
- Приобщайте ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
- Используйте игру-труд как средство развития активности ребенка, стимулируйте их свободной инициативой деятельности;
- Учитывайте возможности и желания детей;
- Учите ребенка выполнять трудовое задание;
- Практикуйте в семье совместный труд детей и взрослых;
- Не нужно разговаривать с ребенком в повелительном/приказном тоне и приучать его к роли подчинённого;
- При организации труда детей учитывайте три уровня помощи, соответствующие трем уровням ответственности (совместное выполнение, контроль/напоминание, самостоятельное выполнение);
- Закрепите за ребенком постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
- Благодарите ребенка за то, что требовало от него особых стараний.
Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.
Стоит отметить, что привлекая ребенка к труду, развивается ряд таких жизненно необходимых качеств, как: творческое воображение, коммуникабельность, инициативность, терпеливость, старание и многие другие. В дошкольные годы особенно хорошо формируются такие качества, как настойчивость в достижении цели, эмоционально-положительное отношение к труду, аккуратность, умение доводить начатое до конца, осознание цели деятельности и старательность.
По материалам из открытых источников