Как педагогу вести себя в конфликтных ситуациях?

Условия, способствующие возникновению конфликтов.

На занятиях имеются как объективные, так и субъективные условия, предрасполагающие к конфликту.

Объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникновения конфликтов. В их число входят: однообразие учебных заданий; нечеткая организация занятия; не достаточно ясные пояснения, даваемые педагогом; грубость со стороны педагога, нарушение дисциплины учащимися и т.д.

К субъективным условиям можно отнести:

  1. «Иллюзия собственного благородства», когда учащийся и педагог считают, что ведут себя образцово, но являются жертвой злобного противника. В большинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте, в готовности разрешить конфликт и убеждены, что все дело в оппоненте, который этого не хочет.
  2. «Поиск соломинки в глазу другого».
  3. «Двойная этика». Человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к оппоненту, а чужие — как недопустимые, нечестные.
  4. «Все ясно». Нередко обе стороны упрощают ситуацию конфликта, преследуя одну и ту же цель: представить, что мои действия правильны, а вот оппонент ведет себя непозволительно, неадекватно ситуации.

А еще может иметь значение, например, несовпадение темпераментных особенностей педагога и учащегося. Если педагог подвижен и решителен, то его раздражает основательный и медлительный ученик, и наоборот, если педагог сам основателен и нетороплив, то его раздражают поспешность и торопливость учащегося.

Конфликтность как черта личности тоже имеет значение для легкости возникновения конфликтов. Она базируется на более частных особенностях личности: обидчивости, вспыльчивости, бескомпромиссности, подозрительности.

Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации

  • Не расширять предмет ссоры, причину недовольства.

Иногда  высказываемые педагогом претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Педагог, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к обучению». При такой формулировке ребенку остается только гадать, в чем проявляется это его плохое отношение.

  • Соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз».

Одновременное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют.

  1. Проявлять эмоциональную выдержку.

Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора педагога с учащимся. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений приводят учащихся в напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся: как говорится, «посеешь ветер — пожнешь бурю». Поэтому педагог должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

  • Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации.

В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации педагог должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований.

Ошибка педагога может  состоять в том, что он считает конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ребенка после принуждения исчезло. В действительности же, заставив учащегося выполнить свое распоряжение, педагог не устранил причину конфликта, а перевел его в другую, скрытую форму.

 Таким образом, причины конфликтов между педагогом и учащимися могут состоять в следующем:

  • отсутствие единства в требованиях педагога
  • чрезмерное количество требований к учащемуся
  • непостоянство требований педагога
  • невыполнение требований самим педагогом
  • ребенок считает себя недооцененным
  • педагог не может примириться с недостатками учащегося
  • личные качества педагога или учащегося (раздражительность, грубость и т.д.).

 Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка. А характеризуя поведение, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.

Для этого можно использовать юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия педагога:

— чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда…»;

— резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;

— повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы…»;

— решительное установление границ разговора: «Всѐ, хватит. Сейчас же прекрати!»

— угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь…».

Правило 4. Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после занятия. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учащихся, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».

Правило 5. Позвольте учащемуся «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаяния от ребенка в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача педагога — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание педагога: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение педагога к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения детей тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

Отсутствие конфликтов в коллективе — явление практически невозможное. А здоровый или «конструктивный» конфликт может принести неоценимую пользу всем его участникам.

И в этом нам сможет помочь алгоритм решения конфликта:

Первоеспокойствие. При возникновении конфликтной ситуации в коллективе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.

Второе: открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Третьевыявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Четвертое:  выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Желаем вам удачи, дорогие коллеги!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *