Вот и отзвенели школьные линейки, открылись двери для детей и родителей учреждений дополнительного образования. Эти события существенно меняют жизненный уклад семьи и приглашают ее в новую сферу социальных отношений. Да-да, в новые социальные отношения вступает не только ребенок, который поступил в школу или в учреждение дополнительного образования, но и родитель. Почему? «Сколько можно сидеть за партой?!» – «Столько, сколько нужно». – «Кому нужно? Для чего нужно?»
Действительно, образовательные программы как в школе, так и в учреждении дополнительного образования рассчитаны на участие родителей. Это написано во всевозможных стандартах и стратегических документах. Для чего это сделано? Не лучше ли оставить образование профессионалам, а родителям предоставить возможность заняться другими делами? Мировая практика показывает, что не лучше. Среди стран, в которых родители в тех или иных формах все шире привлекаются к участию в работе школ, можно назвать США, Австралию, Норвегию, Израиль, Новую Зеландию. Впервые в Англии в 80-е годы были внедрены элементы демократии в управление образованием: родители были вовлечены в управление школами через членство в школьных советах. Со временем формы участия родителей становятся все более сложными.
Можно выделить пять основных направлений привлечения родителей к участию в образовании своих детей: выбор образовательной организации, участие в управлении через родительский совет, учение и обучение (учитывая ту роль, которую родители могут сыграть, поощряя учение своих детей и тем самым способствуя эффективности образования), воздействие на физическое и материальное окружение в образовательной организации (благоустройство, спонсорская поддержка), коммуникация.
Каждое учреждение образования и каждый родитель сами определяют ту меру сотрудничества, которая приемлема для обеих сторон. Но считается, что чем активнее участвует родитель, тем эффективнее образование. Конечно, это определенная нагрузка для родителя, но если правильно оценить свои ресурсы и спланировать время (о! это отдельная тема, о времени мы еще поговорим), то сотрудничество с образовательной организацией будет полезно не только для педагогов и детей, но и для самих родителей.
Итак, что может предложить ДД(Ю)Т?
1) Мы хотим создать родительский совет. Чем он будет заниматься? В первую очередь, принимать участие в обсуждении планов на будущее, прежде всего, плана воспитательной работы, ну, и проектировании ключевых событий Дворца. Помогать (по мере сил) в организации этих самых событий. Что нужно, чтобы принять участие? Приходите на встречу в Уютном домике 1 октября, чтобы обсудить этот вопрос.
2) Мы хотим видеть активных родителей на открытых мероприятиях для детей и родителей. Не только тех коллективов, которые посещает именно Ваш ребенок. Почему бы не сходить вместе на детский спектакль или не поучаствовать в акции… Что для этого нужно? Следите за информацией на нашем официальном сайте, а также на новом альтернативном сайте «Интерактивная программа воспитания», который вот-вот начнет полноценно функционировать. Следите за рекламой во Дворце и в нашей группе!
3) Мы хотим видеть заинтересованность родителей в образовательном процессе своих детей. Что для этого нужно? Общайтесь с педагогами, у которых занимается Ваш ребенок, откликайтесь на их просьбы, приходите, когда Вас приглашают на мероприятия творческого коллектива. А возможно, Вам предложат индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, рассчитанный на участие родителя. И тогда вместе придется думать над планом воспитательной работы. Не отказывайтесь!
4) И самое главное. Мы заинтересованы в коммуникации с родителями. Мы ждем Вас на встречах в Уютном домике, а в дальнейшем и на заседаниях родительского совета. Ждем Вашей активности в этой группе. Будем общаться! Чтобы вместе определить, что именно воспитывать в наших детях и как это делать.