Секреты общения с родителями: рекомендации педагогам

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский

  1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  2. Не беседуйте, с родителями второпях, на бегу; если вы не рас полагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой
    раз.
  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  5. Не спешите с выводами! Обдумайте то, что вы услышали.
  6. Сохраняйте конфиденциальность. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  7. Конкретизируйте: каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  8. Делегируйте: если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он может предложить им обратиться за консультацией к специалистам (например обратиться к педагогу-психологу).

Что объединяет родителя и педагога? Как правило, это общая цель: обучить и воспитать ребенка. Но взгляды на процесс достижения этой цели могут отличаться. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в образовательный процесс. Как сделать так, чтобы родитель и педагог стали союзниками, а лучше партнерами, а общение было максимально комфортным и эффективным в любой ситуации?

Приемы конструктивного взаимодействия

  1. Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа педагога с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.
  2. Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда педагог говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.
  3. Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит педагог маме, и она чувствует себя признанной и понятой.
  4. Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.
  5. Также очень эффективный прием, особенно если педагогу необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».
  6. После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации учителя в реальную жизнь.

Этапы установления доверительно-деловых отношений

  • Первый этап установления доверительных отношений — создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка.
  • На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье. При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество.
  • На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка.
  • Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие.

Упражнения, которые помогут педагогу справиться с волнением перед беседой, добавить уверенности в своей позиции, создать готовность к диалогу и взаимопониманию

«Перед сложным разговором» В ситуации, обозначенной в названии упражнения, необходимо, пребывая в состоянии сосредоточенности и сконцентрировав волю, несколько раз (до семи) повторить текст формулы: «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

«Дыхание» Удобно устроившись в кресле или на стуле, расслабившись и закрыв глаза, по своей команде необходимо отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточиться на своем дыхании. При этом не надо стремиться управлять им. Длительность упражнения — 10—15 мин.

«Внутрениий луч» Сначала необходимо принять удобную позу сидя, лежа (если позволяют обстоятельства) или стоя. Затем надо представить, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, постепенно освещая лицо, шею, плечи, руки ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, расслабляется складка на лбу, опадают брови, охлаждаются глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, расслабляются шея и грудь. Рекомендуется выполнить упражнение несколько раз в последовательности сверху вниз. Закончить его надо словами: стал(а) новым человеком! Я стал(а) сильным(ой), спокойным(ой) и стабильным(ой)! Я все буду делать хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *