Любознательность – естественное качество дошкольников, которое, по сути, не надо развивать – надо просто не мешать развиваться, поддерживать и поощрять. А что мешает нашим детям проявлять эту самую любознательность? Как ни странно, гаджеты. На первый взгляд, может показаться, что они даже помогают развивать познавательные способности детей, но на деле это не так. Лучший способ стимулировать интерес ребенка к миру – это игра. В процессе игры, трогая руками предметы, ребенок как бы записывает в свой мозг знание об объеме этих предметов. Ощущение пространства, объема и соотношений – важнейшее условие развития познавательной активности. Современные родители подкрепляют интерес детей в обучении работой с гаджетами: когда какая-то задача изображена на экране, ребенок в форме познавательной игры может решить ее. На деле мы подменяем таким образом реальный жизненный опыт взаимодействием с гаджетами, и ребенок лишается возможности получения разнообразной сенсорной информации. В таких обстоятельствах познавательное содержание предлагаемых программ не играет значительной роли, учитывая, что дети дошкольного возраста в большинстве своем не способны самостоятельно считать те смыслы, которые для них в мультики и игры вкладывают взрослые. Дошкольники перестают испытывать потребности в самостоятельном поиске информации, снижается уровень их естественной любознательности.
Что делать? Правильно! Ограничивать время пребывания ребенка у экрана. По нормам Всемирной организации здравоохранения допустимое время, которое могут проводить дети 3-7 лет за использованием гаджетов без вреда для здоровья, составляет от 15 до 30 минут в день (до трех лет вообще не советуют).
В современных реалиях этот норматив может показаться фантастичным. Сегодня молодые родители часто лояльно относятся к использованию гаджетов своими детьми, потому что сами проводят за ними немало времени. Россия, по данным организация We Are Social за 2020 год, входит в топ-15 стран, наиболее зависимых от интернета: средний россиянин проводит в онлайн 7 часов 17 минут в день.
Чем больше времени дети находятся дома, тем больше они поглощены виртуальным миром. У многих маленьких детей, которые не посещают детский сад, есть смартфон или хотя бы возможность им пользоваться. Дети 3-4 лет сегодня умело играют на планшетах, а дети постарше комфортно чувствуют себя в интернете. Это значительно упрощает жизнь родителей, но чрезмерное увлечение гаджетами, представляет опасность для психического и физического здоровья детей. Близорукость, проблемы с опорно-двигательным, повышение тревожности и расстройство сна, недоразвитие коммуникативных навыков и… снижение познавательных способностей, угасание любознательности.
Педагоги замечают «экранных» деток в группе дошкольников по таким признакам:
— они не могут в должной мере увлечься изучением материала, поскольку привыкли к частой смене ярких визуальных образов и не способны к длительной концентрации внимания на одной задаче;
— у детей снижается стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания;
— однообразная деятельность быстро им наскучивает, пропадает желание продолжать занятия;
— они не проявляют должной самостоятельности в выборе средств, способов действий, в достижении результата;
— из-за недостаточно развитых коммуникативных навыков, такие дети реже обращаются к педагогу с вопросами.
Как ограничить время, проводимое ребенком за гаджетами?
1. Составьте расписание
Для детей важен режим дня, это позволяет им оставаться спокойными и не тревожиться о том, что будет дальше. Но в данном случае нас интересует не только это. В расписании вы можете определить, когда дети будут получать заветный смартфон. Составьте расписание вместе с детьми, они даже могут «расписаться» – поставить отпечаток ладошки краской, использовать детскую печать или наклейку.
2. Сделайте коробочку «хранительницу»
Сделайте коробочку, в которую будут складываться телефоны или другие гаджеты на время, пока ими нельзя пользоваться.
3. Не делайте поблажек
Если вы поддадитесь ребенку, когда он будет выпрашивать телефон или компьютер, ему станет ясно, что он может пользоваться им, когда захочет, а для получения желаемого нужно утроить истерику.
4. Не отбирайте телефон, не закрывайте ноутбук
Неочевидное правило для большинства родителей: нельзя использовать силу в воспитании. Ребенок должен сам положить телефон в коробочку, закрыть ноутбук или выключить компьютер, только тогда все ваши действия будут иметь смысл. Иначе вы просто добиваетесь своего силой, а это совсем не то, чего мы хотим.
5. Предупредите, что время подходит к концу
Ребенок не будет готов, если спустя час вы придете забирать телефон, ему важно быть готовым к тому, что время заканчивается. Поскольку маленькие дети не ориентируются во времени, бесполезно говорить «через 15 минут твое время заканчивается». Поэтому лучше дать ребенку что-то визуальное, на что он сможет ориентироваться. Вы можете показать ему и объяснить, что такое песочные часы. А потом поставить эти часы перед ним и сказать, что его время закончится, когда весь песочек упадет. Также сейчас можно найти много забавных механических таймеров: вбейте на любом маркет-плейсе «детский таймер» и увидите много забавных зверушек, монстров и фруктов, которые вращаются вокруг себя, чтобы показать проходящее время. Купив такой таймер, мы можете сказать ребенку: «Когда котик повернется к тебе лицом, твое время закончится». Эти варианты порадуют ребенка, подготовят его к тому, что время заканчивается, и он спокойно отдаст гаджет вам.
6. Хвалите ребенка!
Положительное подкрепление всегда важно. Поэтому для вас даже малейший успех должен превратиться в праздник. Ребенок спокойно отдал телефон по истечении времени? Вот это он молодец! Похлопайте ему, скажите, как вы им гордитесь, ему важно услышать это.
7. Займитесь чем-нибудь вместе
Конечно, «операция» по отвлечению от гаджетов не может пройти успешно, если вы заберете то, что занимает все время ребенка, и не предложите ничего взамен. Он не мог научиться занимать себя сам, потому что его занимал гаджет. Но это ничего, потому что в этом возрасте ребенок с радостью будет заниматься вместе с вами чем угодно. Будет здорово, если вы расскажете ему о том, в какие игры играли в детстве, и поиграете вместе. Вы можете вместе построить скворечник или слепить что-нибудь из глины. Можете сделать абажуры из ниток, клея и шарика. Занять ребенка можно чем угодно, дерзайте! А сколько интересных мест в нашем городе…
Надеемся, эти 7 советов помогут вам разнообразить времяпрепровождение вашего ребенка и сделать его по-настоящему познавательными!