Формирование первичных навыков саморегуляции и навыков самообслуживания

Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте (а далее станет прочным фундаментом для дальнейшего его развития и воспитания) является  произвольность поведения или саморегуляция. Что же это такое?

Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определенным нормам и правилам.

Основными особенностями саморегуляции являются:

  1. Осознанность действий – для чего, зачем надо выполнять это задание.
  2. Активное включение в деятельность.
  3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.
  4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.

По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но важно  в дошкольном возрасте развивать эту способность.

Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».

Игра "Сохрани слово в секрете

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание для родителей. Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано — подойдет любое. Варианты:

  1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
  2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
  3. нельзя повторять названия животных;
  4. нельзя повторять имена девочек;
  5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

  1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
  2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

[свернуть]

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *