Дружба – это взаимопомощь, весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту. Настоящий друг – это тот, кто тебя понимает, с кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто поможет и поддержит в разных ситуациях.
Самая главная ценность дружбы в том, что ты не будешь одинок, в трудные моменты у тебя всегда будут друзья, которые могут помочь не только словом, но и делом. Друзья смогут поддержать в радостные моменты. Настоящий друг никогда не откажет в просьбе о помощи, он придет на выручку и ничего за это взамен не попросит.
Сегодня все чаще родители детей разных возрастов сталкиваются с тем, что их ребенок как-то не очень много взаимодействует со сверстниками. И то, что мы называли «дружбой» в своем детстве, для современных детей не столь значимо. Так ли это на самом деле? И с какого возраста стоит начинать беспокоиться о том, что «у ребенка нет друзей»?
Действительно, современные дети имеют не так много свободного времени во дворах и почти до подросткового возраста их отношения со сверстниками регламентируются взрослыми – педагогами и родителями. Много времени «на занятиях», постоянное сопровождение всю начальную школу и даже дольше, занятость в дополнительном образовании и спорте – такова жизнь современных детей. И до определённого момента это кажется вполне естественным. Для дошкольников и младших школьников дружба – это прежде всего совместное времяпрепровождения, возможность найти партнеров для игр. В эмоциональном плане для детей этого возраста важнее всего взрослые – его семья. Если ребенок почти все время занят какой-то деятельностью со взрослыми, он вообще может не ощущать потребность в дружбе. Однако дошкольный и младший школьный возраст – ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба со ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом. Потому так важно еще со времен детского сада обращать внимание на отношения ребенка со сверстниками.
На что именно стоит обратить внимание? Во-первых, есть ли у ребенка возможность бывать в детском коллективе и имеет ли он время для свободной игры. Если ребенок не посещает детский сад, то стоит использовать другие возможности для общения со сверстниками – на площадках, в игровых комнатах. Занятия с педагогом сами по себе не заполняют эту нишу, так как это регламентированная деятельность.
Все дети разные: одни более застенчивы, другие легче устанавливают контакты. Подвижные детки рано стремятся к общению и сближению с близкими по духу, и если этого не происходит, то они чувствуют себя одинокими. Дети с другим темпераментом чувствуют себя в одиночестве вполне комфортно. Поэтому количество контактов и простота, с которой они устанавливаются, не являются общим мерилом социальной успешности ребенка. Важно другое: как чувствует себя ребенок в коллективе? Если малыш из-за проблем в общении чувствует себя некомфортно, если он не хочет рассказывать о своем пребывании в детском коллективе, это повод искать причину и разбираться в ситуации: поработать над факторами, которые мешают общению.
Отношения малышей 3-4 лет часто называют «дружбой», хотя по факту это скорее совместная игра, в которой тренируются навыки общения: ребенок учится коммуникации, получает опыт общения через совместную деятельность. Но умение «находить» друзей закладывается именно в этом возрасте. Если ребенок к пяти годам не научился общаться в детском коллективе, у него не появились приятели – есть повод задуматься.
Советы родителям дошкольников
- Не перехватывайте инициативу, не старайтесь разрешать любые детские конфликты или искать малышу друзей. Чем активнее родитель, тем пассивнее ребенок. Зачем самому учиться себя защищать, если мама всегда заступится? Зачем искать друга, если мама при необходимости найдет партнера по играм?
- Научите дружить. Расскажите дошкольнику на собственном примере, как подружиться с человеком, который приятен: найти общие интересы, вместе играть. Как уважать личные границы свои и товарища.
- Попробуйте найти причину отсутствия друзей у ребенка в отношениях родитель-ребенок. Гиперопекаемые дети осторожны, действуют с оглядкой на взрослых. Равнодушие родителей тоже вредно, так как вызывает чувство незащищенности – ребенок избегает контактов. Постарайтесь найти в общении с ребенком баланс заботы и самостоятельности.
Дружить по-настоящему, то есть не только вместе проводить время, но и поддерживать друг друга, проявлять умение договариваться, умение слышать и слушать другого, уважать его интересы, сопереживать и конструктивно разрешать конфликты, — все это достижение более позднего этапа развития. Но дружелюбие как качество личности формируется начиная с самого раннего возраста, а важный опыт общения со сверстниками приобретается в дошкольном детстве. Это тот фундамент, который необходим ребенку для полноценной личностной самореализации в будущем. С этого начинается дружба…
Посмотрите мультфильмы про дружбу, друзей, поддержку.
Мультфильмы о дружбе: «Жил-был пёс», «Чучело-мяучело», «Терем-теремок», «Каникулы Бонифация», «Ёжик в тумане», «Умка», «Кентервильское привидение», «Кораблик», «Золотая антилопа», «Приключения хомы», «Снеговик-почтовик», «Приключения кота Леопольда», «Умка ищет друга», «Самый большой друг», «Голубой щенок», «Подарок для самого слабого», «Последний лепесток», «Кот, который умел петь», «Заяц Коська и родничок», «Девочка и слон», «Три пингвина», «Приключения на плоту», «Таёжная сказка», «Зай и Чик», «Грибной дождик», мультфильмы про Лунтика.
Посмотреть статьи по теме