Я хочу, чтобы мои родители знали обо мне больше…
«Вершина детства» — младший школьный возраст
Младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу в 6-7 лет. И длится до 9-10 лет. Учеба вносит важнейшие изменения в привычный уклад жизни ребенка, меняя его положение в социуме: как в семье, так и в коллективе.
Основная ведущая деятельность теперь – приобретение новых знаний. Для ребенка, несомненно, это труд, требующий дисциплины и организованности. Успешная адаптация к новому образу жизни во многом зависит не только от интеллектуальной, но и психологической готовности к школе.
Физическое развитие ребенка в этот период носит спокойный и равномерный характер. А вот эмоционально-интеллектуальная сторона претерпевает серьезные изменения, и родителям стоит обратить на это внимание.
Познавательные процессы в этом возрасте становятся осознанными и произвольными: теперь ребенок в состоянии сознательно направлять свое внимание и удерживать его, учится управлять восприятием, памятью.
Мотивация к учебной деятельности у первоклаассника, как правило, особенно ярко выражена. Это основано на желании получать одобрение в кругу семьи и от учителя или на мотивах взаимоотношений внутри коллектива сверстников.
По мере взросления младшего школьника и его перехода на другую образовательную ступень заинтересованность в учебной деятельности может постепенно снижаться: общественная позиция уже завоевана, и ребенок может не видеть перед собой дальнейших целей. Чтобы этого не происходило, необходима новая значимая мотивация для учебной деятельности. Для совершенствования и закрепления достижений нужно найти дополнительный вид деятельности. И здесь уже на помощь может прийти учреждение дополнительного образования. Так ребенок получит возможность не только осваивать новые виды деятельности, но и развивать свои творческие способности, расширять свой кругозор и круг общения.
Мышление в этом возрасте выходит на новый виток развития: ребенок учится делать первые выводы и обобщения, находить аналогичную связь. Благодаря переработке полученного в прошлом опыта, соединению полученных впечатлений в новые комбинации, развивается творческое воображение ребенка. Тем не менее, в основном младший школьник живет настоящим временем и событиями, ведь понимание пространства и временных отрезков у него только начинает развиваться, жизненный горизонт еще недостаточно большой.
В этот возрастной период происходит фундаментальная закладка нравственного поведения, усваиваются моральные нормы и основные поведенческие правила. Берет свое начало формирование общественной направленности ребенка. Отношения с друзьями, учителями и внутрисемейные отношения приобретают в жизни ребенка особую важность.
Эмоции в данный период жизни имеют уже более уравновешенный характер, чем у ребенка-дошкольника. Дети начинают различать ситуационные обстановки, в которых нельзя или можно раскрывать свои чувства, учатся управлять своим настроением и скрывать его от других. Теперь родителям может быть намного проще организовывать совместные походы в различные общественные и культурные места. Новые впечатления могут положительно повлиять не только на развитие самого ребенка, но и на микроклимат всей семьи в целом. В этом возрасте дети чаще демонстрируют отзывчивость и эмоциональную впечатлительность.
Опыт жизни в коллективе оказывает сильное влияние на формирование личностных качеств. Радости или обиды во многом связаны с неуважением или уважением друзей, доверием к ребенку со стороны коллектива. Дружба для младших школьников тесно связана с внешними жизненными условиями (какие-либо совместные занятия с другим ребенком или когда дети ходят в школу одной дорогой). Учитель – это непререкаемый образец действий и суждений. В этом возрасте дети неосознанно, но прочно усваивают взгляды и поведение окружающих людей, манеру или оценки.
Для младших школьников характерна дружелюбность и открытость. Им нравится групповая деятельность, совместный досуг и различные игры. Это позволяет каждому отдельному ребенку испытывать чувство уверенности (ведь на общем фоне собственные недостатки или неудачи не так заметны).
Чтобы избежать негативного отношения к процессу обучения, очень важно помочь ребенку сформировать положительную мотивацию к учебе. Родитель должен преподнести учебу как серьезную и необходимую работу, но при этом очень интересную и важную. Одобрение и похвала от значимого взрослого человека поможет сформировать интерес к учебной деятельности, что в результате даст удовлетворение от собственных достижений. Родителю необходимо замечать и подчеркивать даже маленькие успехи, помогать ребенку с правильной оценкой собственных личностных качеств и возможностей. Не стоит акцентировать внимание только на трудностях и неудачах: младшему школьнику очень важно знать о своих сильных сторонах (даже еще и нереализованных). Иногда полезным может быть посмеяться над собой, но не произносить шуток, задевающих других людей. Необходимо учитывать, что этом возрасте ребенок непременно должен уметь приспосабливаться к жизни в обществе вне семьи.
И все же родителям не стоит забывать, что младший школьник – это еще хоть и уже подросший, но все еще ребенок, которому по-прежнему необходима родительская поддержка и забота, возможность поделиться своими как радостями, так и переживаниями, неудачами. Важно, чтобы в этот период жизни ребенок учился отслеживать и проговаривать свои чувства, когда это необходимо, а не замыкался в себе.
Позитивный опыт полноценного проживания младшего школьного возраста – это необходимая основа для выстраивания дальнейшего развития и самореализации личности.
© Марина Константинова