ДоШКОЛьное детство. Что мы о нем знаем?

Дошкольное детство — один из важнейших этапов в развитии человека. Именно в это время закладывается фундамент личности: развивается его психика, память, мышление и самооценка, формируются базовые ценности и представления о мире.

И для того чтобы это время прошло с максимальной пользой для роста и развития, необходимо хорошо понимать, что же происходит с ребенком в этот основополагающий период жизни.

В возрасте 3-7 лет ребенок начинает открывать для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» как раз-таки — проявления этого любопытства и инициативы. Начинается дошкольный возраст с так называемого «кризиса 3-х лет». У разных детей этот период может начинаться чуть раньше или позже. Именно с этого момента ребенок больше не принадлежит к категории раннего возраста. Теперь это — дошкольник. Один из важнейших признаков перехода на новый этап возрастного развития – появление в речи местоимения «я». Так ребенок неосознанно обозначает окружающим, что теперь он – это отдельная, самостоятельная личность. И неудивительно, что еще недавно милый и послушный малыш становится совсем другим: упрямым и своевольным. Родителям, конечно, стоит запастись терпением: таким образом дошкольник исследует окружающий его мир и определяет собственные границы. Важно не отмахиваться от детских вопросов, но в то же время вместо того, чтобы давать сразу готовые ответы, лучше предоставить возможность приобрести их самостоятельно. Если этим пренебрегать, то случится то, о чем писал С. Я. Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»,

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому не досаждал вопросом «почему?»

При нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе проходит. Слишком жестокое, строгое и консервативное воспитание «ломает» ребёнка в этот период, делает сверхпослушным, подавляет его собственную активность, а это, как мы понимаем, не безопасно. Последствиями чрезмерных ограничений на этой стадии развития могут стать безынициативность, пассивность и даже задержки в интеллектуальном развитии.

Ведущий вид деятельности у дошкольника, или проще говоря, основное занятие — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.

Родителям также следует обратить внимание на то, что именно в дошкольном возрасте закладывается самосознание. Дети учатся оценивать себя с разных позиций: насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. Несомненно, ведущую роль в этом процессе играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.

Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку: проговорить, что он чувствует, и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно, чтобы жизнь дошкольника была наполнена актуальными для его возраста событиями и яркими эмоциональными впечатлениями. Это может быть общение со сверстниками, походы в цирк или театр на детские постановки, в музеи и «экспериментариумы».

Физическое развитие в этот период тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы. Нужны и физические активности — игры на свежем воздухе и прогулки. Не стоит забывать, что чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка. Его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому объему нагрузки.

Родителям необходимо осознавать, что любые оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Негативные оценки могут сформировать у дошкольника представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок. Пусть он иногда сам оценит результаты своего труда, ведь сильная зависимость от внешней оценки провоцирует тревожность и неуверенность в себе. При этом умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

Хочется обратить особенное внимание на то, что большинство ошибок родителей в воспитании дошкольника сводятся к элементарному незнанию возрастных особенностей своего ребенка. Несомненно, разнообразие современных методик раннего развития мотивируют родителя как можно раньше включить ребенка в образовательный процесс. И в этом нет ничего плохого, если делать это избирательно и осознанно, с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений ребенка. Когда учитываются как его личные возможности, так и особенности возраста.

Но очень печально наблюдать, к примеру, за тем, как родитель требует усидчивости и сосредоточенности от ребенка, который еще чисто физиологически к этому не готов; как в 3-4 года пытаются научить ребенка читать, писать и считать в ущерб жизненно необходимым для этого возраста видам деятельности, таким как игра и физическая активность.

Родителям еще до того, как ребенок пойдет в школу, рекомендуется осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе обучения не есть показатель его успешности в будущем. Все это лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности. Так что не торопите события, не пытайтесь преждевременно подогнать Вашего дошкольника под школьные стандарты. Дайте ему возможность полноценно прожить свое дошкольное детство с учетом потребностей и возможностей своего возраста, делая акцент на гармоничном, всестороннем развитии.

И помните, что каким бы ни был Ваш ребенок, безусловное принятие и родительская любовь поможет преодолеть практически любые трудности.

© Марина Константинова

Короткометражный фильм  “ЛУНА”. “Подражая другим, найти себя…” — задача дошкольника.
Вопросы для беседы с ребенком

«Луна» (итал. La Luna) — короткометражный анимационный фильм студии Pixar.

Маленький мальчик Бамбино вместе со своими папой и дедушкой в полночь на деревянной лодке отправляется в путешествие по океану: мальчик впервые узнаёт, каким необычным делом занимается его семья. Теперь Бамбино должен выбрать путь в жизни: отца, деда или найти свой собственный.

Посмотрите этот мультик вместе с ребенком. Особенно актуален он будет для родителей дошкольников. Именно в этом возрасте малыш готов во всем подражать своим взрослым, но задача у него – стать собой, обрести свою уникальность.

Побеседуйте с ребенком после просмотра:

— Как ты думаешь, сколько мальчику лет (примерно)?

— Тебе понравился маленький герой?

— А взрослые? Как они себя ведут?

— Каким необычным делом занимается семья?

— Какой смелый поступок совершил мальчик в конце мультфильма?

— Как правильно носить кепку? Как дедушка, как отец или как мальчик сам надел на себя в конце мультика? (Вопрос с подвохом. Важно, чтобы ребенок понял, что не во всех случаях есть единственно правильный вариант, иногда человек сам определяет, как правильно ДЛЯ НЕГО).