Ребенок не хочет учиться? Одна из
распространенных проблем, с которой
родители обращаются к психологу!
В чем же причина того, что дети не хотят ходить в школу и делать уроки? Давайте разберемся.
Причин нежелания ходить в школу очень много и они крайне разнообразны.
Здесь могут быть и трудности в отношениях с одноклассниками или педагогами. Также это могут быть трудности связанные тем, что ребенок устает и не высыпается. Или ему трудно понимать урок и делать домашнее задание, он отлынивает, ни как не может начать работать.
В этой статье мы коснемся причин второй группы. Итак, ребенок пошел в школу, вам трудно будить его по утрам, он даже не может открыть
глаза во время завтрака. Может быть, он спит на первых уроках или засыпает на парте на третьем уроке. Он приходит из школы и с трудом садиться за уроки. Это повышенная утомляемость, которая напрямую связана со здоровьем ребенка, проверьте его состояние.
Если у ребенка есть какие-либо хронические заболевания, проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом об оптимальной нагрузке, возможно, вашему ребенку нужен свободный от уроков день в неделю, который лучше брать в середине, в среду. Тогда ребенку будет легче распределять
свои силы. Детям, физически ослабленным, не рекомендуется группа продленного дня, так как там у них нет возможности отдохнуть.
Если у ребенка ранее не было выявлено никаких заболеваний, а он стал, крайне, утомляем, вял, расторможен и раздражителен, то обязательно проверьте его здоровье – это может быть сигналом о физическом неблагополучии. Пройдите с ребенком обследование и далее следуйте
рекомендациям врача.
Физическое здоровье – основа успешной интеллектуальной деятельности ребенка!
Будьте внимательны к своему ребенку, расставьте приоритеты, что важнее пятерка сейчас или его здоровье в будущем!? Говоря о физическом благополучии ребенка, нельзя не сказать о режиме дня.
НЕ МОГУ! НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ!
- ребенок должен спать не менее 10 – 11 часов в первом и во втором классе; 9 – 10 в третьем и
четвертом; не менее 9 часов с 5 по 7 класс. - вставать и ложиться ребенок должен всегда одно и тоже время, так вырабатываются
биологические часы, которые помогут ребенку в дальнейшем лучше переносить ранний
подъем - утром у него всегда должен быть горячий полноценный завтрак, а бутерброд можно дать с
собой, в качестве перекуса, для дополнительного питания мозга во время интенсивных
интеллектуальных нагрузок. - для первоклассников желателен послеобеденный отдых, даже если ребенок не уснет, он
отдохнет от слишком интенсивной школьной жизни, с ее шумом и быстротой, сможет
переключиться с одного вида деятельности на другой, будет более работоспособен во второй
половине дня.
Особенно важно соблюдать режим гиперактивным детям, несмотря на их внешнюю активность, они крайне утомляемы в интеллектуальной деятельности, двигательная расторможенность мешает им думать и эффективно выполнять домашние задания. Эту двигательную хаотичную активность можно и нужно притормаживать внешними воздействия со стороны взрослых, выстраивая жесткие рамки их жизнедеятельности.
Другая причина нежелания ребенка учиться – это трудности усвоения школьной программы.
У ребенка сохранный интеллект, а учиться в школе ему крайне трудно, он не хочет прилагать усилия, стараться, пытается отлынивать от домашнего задания, даже, прогуливать школу, почему?
Причин много.
Одна из причин – это недостаток общей осведомленности ребенка об окружающем мире и развития связной речи, потому что с ребенком в дошкольном возрасте мало занимались, с ним трудно было заниматься из-за его неусидчивости и так далее. В чем это выражается? Высказывания ребенка крайне просты, предложения короткие, иногда обрываются на полуслове. Ему трудно формулировать свои мысли, составить связный рассказ о каком-то событии для него настоящая проблема.
Если нужно пересказать текст, то ему приходится учить его наизусть, потому что рассказать своими словами это значит осмыслить. Самыми трудными предметами для такого ребенка могут стать чтение и окружающий мир. Что делать в такой ситуации родителям? Лучше
показать ребенка специалисту – логопеду, они занимаются не только постановкой звуков, но и развитием связной речи, расширяют словарный запас и общую осведомленность ребенка.
Родители тоже должны, со своей стороны, помогать ребенку, разговаривая с ним как можно больше, объясняя все происходящие события, стимулируя ребенка высказывать свое отношение к произошедшему. Конечно, читать книги вместе с ребенком, обсуждать сюжет, учить отвечать на вопросы и задавать их. Вместе смотреть фильмы и мультфильмы, разбирая их в ходе и после
просмотра.
Вторая причина – это трудности концентрации и устойчивости внимания, а также недостаточное развитие произвольной регуляции собственной деятельности, т.е. ребенок не может собой управлять в полной мере, прилагать волевые усилия, что бы что-то делать, особенно это
касается интеллектуального труда. Как это выглядит? Ребенок долго не может заниматься каким-то одним делом (кроме тех, которые ему нравятся), ему трудно спокойно сидеть и стоять. Он может писать или решать все правильно, но вдруг раз …и глупые ошибки. На переменах он может носиться по коридору, а на уроке лечь на парту не в силах работать. Перескакивает со строчки на строчку, пропускает буквы и цифры. Придя домой после школы ни как не может сесть за уроки, тянет время, а сев все время вскакивает и бежит куда-то. Что делать с таким ребенком? Как правило, если подобное поведение имеется, то его проявления возникают еще в дошкольном возрасте и родители знают о
них. Однако, не все обращают внимание на такое поведение в до школы, считая, что ребенок перерастет. НЕТ, не перерастет сам, ему надо помогать! В детском саду не столь жесткие требования к поведению и усвоению знаний, как в школе. В школе нужно строго соблюдать
порядок, быть дисциплинированным и усидчивым. Для такого ребенка все это очень трудно, потому что стереотип поведения уже закрепился, ведь раньше можно было, ну поругают чуть-чуть и простят.
А в школе не так, ребенка не просто пожурят, но будут заставлять меняться, подстраивать под систему требований, такая ломка стереотипного поведения всегда трудна. Здесь без совместных усилий в триаде родитель, педагог и врач невролог порой не обойтись. Что делать родителям, если они столкнулись с подобного рода трудностями? В первую очередь показать ребенка неврологу,
излишнюю гиперактивность нужно притормаживать медикаментозно, строго следуя рекомендациям врача. Так же здесь может помочь нейропсихолог, который поможет и научит регулировать свое поведение и быть более внимательным и усидчивым.
Родители могут помочь ребенку, находясь в тесной связи с учителем, попросить учитывать особенности ребенка, выстраивая программу коррекции его поведения. Школьный психолог может посещать уроки и наблюдать динамику изменений поведения в течении дня и отдельного урока, а затем обсудив свои наблюдения с учителем, подкорректировать стратегию работы. Родители тоже не должны ждать, что проблему удастся решить только, если сводить ребенка к психологу. Нет — это ежедневный труд, который окупиться со временем, главное не опускать руки. У такого ребенка должен быть четкий режим дня, визуальное расписание всех его дел, порядок во всем, начиная с рабочего стола. Гиперактивным детям рекомендован спорт (он очень организует), но главное здесь без излишеств, секция должна быть только одна, занятия должны быть равномерно распределены в течение всей недели.
Третья причина – трудности, связанные с недостаточной сформированностью словесно – логического мышления. Такие дети испытывают трудности в основном на уроках математики и чтения. Они с трудом понимают смысл задач и текстов, для понимания им нужно разбивать текст или задачи на смысловые части, разбирая и осмысливая каждую часть отдельно, с последующим их соединением вместе. Чем можно помочь? Развивать мышление ребенка, в этом случае может помочь специалист дефектолог, который и занимается формированием мыслительных процессов. Он может научить родителей как заниматься с ребенком, как помогать ему решать задачи и осмысливать текст.
Четвертая группа причин — специфические трудности формирования навыков графической
деятельности, т.е. письма. Ребенок пишет как «курица лапой», не видит строк, зеркалит буквы и
цифры. Эти трудности могут быть связаны с недостаточной развитостью зрительного восприятия и
несформированностью пространственных представлений. Такая проблема называется дисграфия,
этим занимаются и логопеды и нейропсихологи. Вовремя начатая коррекционная работа поможет
минимизировать трудности и исправить ситуацию.
Подводя итоги, хочется сказать главное – прислушивайтесь к своему ребенку, присматривайтесь к его поведению, не пропускайте сигналы, которые он посылает вам. Если в дошкольном возрасте ребенка трудно усадить заниматься, он слишком активный или слишком
пассивный — это сигнал «Я не могу это делать!» Предъявляйте к нему более легкие требования, с которыми он точно может справиться, и постепенно увеличивайте и расширяйте их. Приучайте к труду, в том числе и к интеллектуальному, но постепенно, дозированно, тогда вы сможете предотвратить появление «мотивации ухода от деятельности». Она может привести к тому, что ребенок престает делать уроки и заниматься, а в более старшем возрасте начинает прогуливать школу. Потому что ком проблем нарастает с каждым годом, ребенок чувствует, что не сможет справиться. Тогда лучшим решением для него становиться отказаться от того, что трудно, что не получается и он перестает учиться.
Протяните руку помощи как можно раньше, от вас зависит будущее ребенка.