Внутренняя система обучение экспертов в ДД(Ю)Т по независимой оценке качества дополнительных общеразвивающих программ в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО)
Кернасовская В.В., методист ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга
В современных условиях дополнительное образование представляет собой важнейший инструмент развития личности ребенка. Механизм персонифицированного финансирования (ПФДО) дает возможность детям самостоятельно выбирать образовательные программы с государственной поддержкой. Ключевым аспектом реализации этой системы является объективная независимая экспертиза качества образовательных программ.
Нормативно-правовое регулирование ПФДО в Санкт-Петербурге базируется на:
- Федерального закона № 189-ФЗ от 13.07.2020 О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере / ,
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 467 от 03.09.2019 Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей /
- Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2023 № 14-рп Об утверждении Концепции по внедрению персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге и др.
Основополагающие принципы системы:
- Доступность и открытость информации о ПФДО. Все участники образовательного процесса должны иметь доступ к информации о программах, финансируемых через ПФДО, и условиях их реализации.
- Прозрачность и объективность оценки качества программ. Оценка должна проводиться независимыми экспертами, которые обладают необходимыми знаниями и опытом в области образования.
- Участие общественности в контроле за качеством программ. Родители и другие заинтересованные лица могут участвовать в обсуждении и оценке качества программ, предлагаемых их детям.
Характерные черты ПФДО:
- Возможность индивидуального выбора программ.
- Государственное финансирование выбранных направлений.
- Строгий контроль за использованием бюджетных средств.
Значимость независимой экспертизы:
- Проверка соответствия программ установленным требованиям.
- Анализ эффективности образовательных мероприятий.
- Выявление проблемных зон.
- Разработка предложений по совершенствованию.
Система подготовки экспертов
Во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района разработана комплексная программа обучения экспертов, включающая несколько ключевых направлений:
- Нормативно-правовое обеспечение:
- Изучение федерального законодательства.
- Анализ региональных нормативных актов.
- Разбор типовых ситуаций и прецедентов.
- Методология проведения экспертизы:
- Освоение методов оценки образовательных программ.
- Изучение критериев оценки качества.
- Практические занятия по анализу программ.
- Организационные аспекты:
- Технологии работы с документацией.
- Подготовка экспертных заключений.
- Процедура взаимодействие с районным опорным центром (РОЦ) и региональным модельным центром Санкт-Петербурга (РМЦ).
- Практическая подготовка:
- Участие в программно-методических комиссиях Дворца под руководством опытных коллег.
- Разбор сложных случаев.
- Анализ ошибок и недочетов.
Важным аспектом является, что обучение экспертов стимулирует профессиональное развитие педагогов дополнительного образования и профильных методистов в ДД(Ю)Т. Участие в работе программно-методической комиссии, освоение новых методик и подходов к оценке качества программ способствует профессиональному росту педагогов и повышению их компетентности. Это, в свою очередь, положительно сказывается на качестве образовательного процесса в целом.
Реализация программы подготовки экспертов в ДД(Ю)Т Московского района создает прочную основу для объективной оценки качества дополнительных образовательных программ в рамках ПФДО и не только. Грамотно организованное обучение специалистов обеспечивает высокий уровень экспертизы, что напрямую влияет на качество предоставляемых образовательных услуг и способствует формированию равных условий для всех участников системы дополнительного образования Санкт-Петербурга.